Спартак — человек-легенда

Гладиатор Спартак (ум. 71 г. до н. э.) был вождем самого большого в древнем мире восстания рабов. Фракиец по рождению, он служил в римской армии, затем дезертировал и был продан в рабство в гладиаторскую школу в Капуе. В 73 г. до н. э. он бежал оттуда и с группой других беглых рабов встал лагерем на горе Везувий, откуда в течение следующих двух лет успешно отражал атаки противника. Его армия выросла до 100000 человек, готовых на все; эта армия прошла всю Италию вдоль и поперек вплоть до Альп и Мессинского пролива. В 72 г. до н. э. он по очереди разбил всех правивших консулов. Наконец его загнали в угол в окрестностях Петелии в Лукании, где он оказался отрезанным от своих галльских и германских союзников и был уничтожен армией претора М. Лициния Красса. Спартак умер с мечом в руках, предварительно убив своего коня, чтобы отступление было невозможно.

partak

Очень характерно, что Красе был одним из самых богатых рабовладельцев в Риме. Он много приобрел, когда секвестрировали поместья сторонников Мария, а затем исключительно разбогател, научив своих рабов прибыльным ремеслам и организовав разработку залежей серебра. Прозванный Божественным, он был консулом в 70 г. до н. э. с Помпеем и триумвиром с Помлеем и Цезарем в 60 г. до н. э. Победив Спартака, торжествующий Красе украсил крестами с распятыми на них рабами 120 миль дороги от Капуи до Рима, затем предложил населению
Рима пиршество на 10000 столов. Впоследствии он еще больше обогатился как правитель Сирии, но в 53 г. до н. э. был убит парфянами, которые отрезали ему голову и залили рот расплавленным золотом, а царь парфян присовокупил записку:

«Жри теперь металл, которого ты так желал при жизни».

Рабство пронизывало насквозь все римское общество и, по некоторым оценкам, было основой его экономики. Рабы были рабочей силой в сельском хозяйстве и экономике в целом, они обеспечивали роскошь городов. Рабовладение предполагало физическую, экономическую и сексуальную эксплуатацию рабов и их детей без всяких ограничений. Рабовладение подпитывалось войнами, которые вела Республика, что доставляло миллионы новых пленников, а позднее — военными набегами с целью захвата рабов и работорговлей. Только после одной битвы за Адуатуки (Намюр) Юлий Цезарь продал 53000 галльских пленников. Для варваров, которых везли с Востока и из-за Дуная, главным транзитным пунктом служил остров Делос.
И после Рима рабство было характерно для европейской жизни — как и для многих других культур. Оно продержалось на протяжении всего христианского средневековья, хотя рабы и вытеснялись постепенно крепостными. Христианам разрешалось иметь рабов, если только рабы не были христианами. Рабство было достаточно обычным и в Италии Возрождения, где с рабами-мусульманами обращались так же, как и у них на родине. В новейшие же времена европейцы допускали рабство только в своих заморских колониях, где рабов со временем стали обращать в христианство.
Отмена рабства стала главным социальным достижением Просвещения в Европе. Это осуществилось в три этапа: сначала запрет на владение рабами в Европе, затем прекращение международной работорговли и, наконец, запрет на владение рабами в заморских колониях. Для Британии эти три последовательных этапа проходили соответственно в 1772, 1807 и 1833 гг. Отмена рабства в Европе совершилась не через восстание, подобное восстанию Спартака, но, по замечанию Эмерсона, «через раскаяние тирана».
В новейшие времена коммунистические режимы сделали Спартака своим историческим героем. Именем Спартака называлась предшественница компартии Германии — Спарта-кусбунд в 1916-1919 гг. Это имя выбрал Артур Кестлер для главного героя своего романа Гладиаторы (1939). Марксисты считали, что восстания рабов были обязательной чертой античного общества, и им уделялось очень большое внимание в учебниках. В Савмаке нашли такого же, как Спартак, вождя восстания среди скифских рабов в Крыму, то есть на советской территории. Но советские историки просмотрели наличие большого сходства между миром Спартака и Красса и Гулагом, насильственной коллективизацией и обществом номенклатуры.

Н. Дэвис «История Европы»

 

1,713 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *