Герои Америки: реальные и виртуальные

heroes

Америка . дала миру много славных имен, но в ней всегда было неизмеримо больше людей безымянных, готовых ради славы, известности на все. И самое главное в том, что то были не молодые честолюбцы, готовые ради великой или красивой идеи на подвиги и жертвы, а фанатичные преследователи реальных выгод, которые дает известность, больные энтузиасты вечной игры в победителя. Если справедливо, что США — это общество потребления, то справедливо и то, что в нем ради наживы торгуют и духовными ценностями. Но у торговли свои законы, и, руководствуясь ими, она сортирует товар на «ходовой» и «неходовой» и придает каждому из них «товарный вид».
Есть массовый идеал, или «имидж», то есть образ того, как должны жить вы, чтобы быть не хуже, чем они. Первая его стадия — известная формула «все как у Джонсов». Эта простенькая идея заставляет миллионы американцев изо всех сил тянуться к образу, знакомому по рекламам, кино, журналам, обзаводиться определенным жильем, машиной, обстановкой и образом ежедневной жизни. Ничего дурного в обстановке нет, дурное в том, что вместе с ней пропагандируется «имидж» обывателя. Его мышление, его взгляды на страну и мир, сама идея его существования как фигуры стопроцентного американца. Но разве такая фигура, такой «средний, пусть безвестный герой» не нужен обществу потребления1, его политическим институтам?
Дабы и обыватель не стоял на месте и имел какую-нибудь лучезарную перспективу, ему подбрасывается «идеал», который не чета соседям Джонсам. С этой функцией многие годы справлялся Голливуд, свою лепту вкладывает ТВ, так называемая средняя литература, описания жизни, деяний и экстравагантностей разных звезд эстрады, кино и вообще света. Нужно ли говорить, как для того же общества потребления благотворна и грубо полезна идея бесконечного соревнования с голливудскими звездами по части роскошной жизни? И пусть результат очевиден, все люди при деле, это держит, их в форме. В элегантной и пустой от реальных проблем форме киногероя.
Но не едиными вещами жив человек, и уж не все, по крайней мере, так живут. В Древней Греции идиотами называли людей, глухих к общественной и политической жизни. Но и для «неидиотов» буржуазная машина пропаганды отлила своих «героев». На любой вкус, но обязательно энергичные, улыбчивые, не ведающие сомнений, не хлюпики, избави бог. Тут и толковые менеджеры, и остроумные профессора, и находчивые комментаторы, и фонтанирующие диск-жокеи, и энергичные политики от спорта, культуры, обороны, профсоюзов и от самой политики. Не в профессии дело — тут выбирай на вкус. Дело в главном: они хороши в работе локтями, в установлении нужных связей, в самоподаче. И все как один, и каждый из них не позволит разным нытикам, маловерам, сомневающимся, коммунистам и прочим посягать на знаменитый «американский образ жизни». Ну не полезны ли эти «люди успеха» обществу потребления, и не они ли — своими привычками, своим примером — помогают одним успешно продавать, другим — с удовлетворением потреблять?
Герои, звезды, знаменитости — все толпятся, шумят, самоутверждаются. Все выбившиеся в известные — автоматически достойные; всех славою равняет газетный аншлаг и интервью перед телекамерой. В милых и наивных романах прошлого века лишь гнев и омерзение вызывали гадкие рожи алчных заимодавцев, выгоняющих семью на холодную улицу, или нечистых на руку похитителей «лунных камней». Их наследники в благородстве и гордости своей гнали от себя даже воспоминания о них. «Скелетом в шкафу», то есть страшной семейной тайной, становились такие деятели. Теперь буржуазная мораль, не стоящая на месте, делает их героями и кумирами. На крайний случай, весьма достойными людьми. Теперь ведь им не приходится самим вытряхивать чужие кошельки и врать с глазу на глаз, поскольку «лунные камни» (да что там, можно и камни с Луны) преподносят в обмен на слово «авторитетной» поддержки, а врать «по телевизору» — совсем не проблема.
Где те «герои» «Уотергейта», что попали за решетку? Ходят в героях, читают лекции и пишут книги о том, как они попали за решетку. Делают деньги. Где убийца 504 безоружных вьетнамцев лейтенант Уильям Келли? Ходит в героях, вернее, в уважаемых гражданах города Колумбуса, процветает, делая деньги как страховой агент, а по вечерам, сидя на высоком стуле на кухне (лучшая модель этого сезона), собственноручно создает немыслимые блюда для званого ужина, где будет «весь город». Отчего Пентагон пошел на скандальное освобождение этого знаменитого убийцы? Отчего употребил все влияние для его освобождения под смехотворный залог в 1000 (одну тысячу!) доларов? Да разве он не нужен, такой герой, сегодня? Такой не подведет; такие этому обществу всегда нужны…
Конечно, суета вокруг славы, кутерьма из-за известности, мельтешение из-за боязни осрамиться перед «Джонсами» — все это ярмарка тщеславия. Но все, что творится на ней, полно смысла: там любой шут, любой паяц, любой зазывала, а тем более распорядитель — всяк знает свою роль и место.

614 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Может быть вам еще будет интересно почитать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>