Болезнь как источник роста

childsick
Даже в самых развитых странах дети все еще очень часто болеют так называемыми «малыми» заболеваниями, к числу которых относятся острые респираторные заболевания, вирусным инфекции, легкие желудочно-кишечные расстройства и т. п — тут можно прочитать подробнее про астму. Так, средний американский ребенок в возрасте до 3 лет переносит такие болезни 8—9 раз в год, в возрасте 4—10 лет — 4—6 раз в год. Хотя эти заболевания непосредственно не угрожают жизни и, как правило, длятся недолго, они, тем не менее, отрицательно сказываются на общем состоянии ребенка, его успеваемости, а порой грозят осложнениями. Неудивительно поэтому, что их принято рассматривать как целиком отрицательный фактор в развитии. Однако психолог А. Пармили из Калифорнийского университета считает, при правильном подходе болезнь ребенка может быть обращена в дополнительный источник его развития.

Прежде всего сама высокая частота таких болезней говорит о том, что «малые» заболевания — это определенный ритмически действующий момент в жизни ребенка. Как всякую неприятность, болезни необходимо «пережить», напрягая свои силы в борьбе с ними (ибо хорошо известно, что активное желание выздороветь — существенный фактор выздоровления). И это периодически возникающее напряжение способствует созданию у ребенка привычки бороться с трудностями и преодолевать их.

Само понятие болезни не столь просто, как кажется на первый взгляд. Известно, например, что многое из того, что мы сейчас считаем болезнью, лет 200 назад могло рассматриваться просто как плохое настроение, как проявление дурного характера или как вариант нормы. Дети дошкольного, а зачастую и школьного возраста часто не могут провести четкой границы между представлениями о хорошем самочувствии и хорошем поведении, плохом самочувствии и плохом поведении; а понятия физической боли и тоскливого настроения для них просто сливаются воедино. Мы-то, взрослые, ясно понимаем, что одно дело — заболевание организма (которое, конечно, сопровождается субъективными ощущениями боли и т. д.), а другое — плохое поведение или неприятное происшествие. Именно поэтому нам и не мешает знать, что понимание этого различения приходит не сразу, и предпосылки такого понимания создает болезнь, Заболев, ребенок «обращается к себе» и в результате этого начинает отличать внешнее от внутреннего, само переживание — от выражения этого переживания, физические ощущения (такие, как боль) — от чисто эмоциональных. Тем самым болезнь способствует познанию ребенком самого себя. Но не только себя.

Психологи заметили, что небольшое недомогание ребенка часто дает толчок развитию у него чувства сопереживания по отношению к другим людям. Особенно часто это наблюдается во время эпидемий гриппа, когда вскоре после ребенка заболевает еще кто-то в семье. Ребенок видит, как болеет другой, близкий ему человек, может непосредственно сравнить его переживания со своими еще свежими впечатлениями от болезни, связать внутренние ощущения с их внешними проявлениями и тем самым — быть может, впервые в жизни — понять, насколько эмоциональный мир другого (взрослого, в том числе) сходен с его собственным миром.
Конечно, все это не означает, что мы должны не заниматься профилактикой болезней, а радоваться, когда ребенок почувствует недомогание. Это не означает также, что, например, сострадание и способность к самоанализу не могут вполне успешно развиваться у здорового. Однако важно понимать, что даже болезнь нельзя рассматривать просто как нарушение, «дефект» развития ребенка: она есть прежде всего событие его жизни. Родителям поэтому следует не предаваться бесплодным сокрушениям типа «ах, как же я его не уберегла!», а стремиться к тому, чтобы и это нерадостное событие помогло ребенку подняться на более высокую ступень личностного развития.

Б. КОЧУБЕЙ, кандидат психологических наук

1,083 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *