Психологическая война Британии против 3-го Рейха

Фальшивые новости — это старые новости

Британская кампания психологической войны против нацистов предвосхитила информационные войны 21-го века.

sefton_delmer

Социальные медиа используются стратегически для распространения «поддельных новостей». Онлайн профили угоняют и взламывают для того, чтобы агитировать, «топить подразделения» и «троллить» противников в интернете. Эти методы ведения очень современного стиля боя иногда известны под более зловещим эпитетом «психологическая война». Тем не менее, многие аспекты этого феномена 21 – го века – от использования коммуникационных технологий до акцента на контроле нарративов о том, кто является «добром» или «злом» в различных глобальных битвах — имеют глубокие корни.

Когда британские вооруженные силы были изгнаны с континента после быстрого и успешного вторжения Германии во Францию летом 1940 года, премьер-министр Уинстон Черчилль столкнулся с неприятной проблемой: как продолжить борьбу теперь, когда Великобритания больше не имела военного присутствия в Европе?

Одно из решений было предложено экспертом по Германии Сефтоном Делмером, берлинским журналистом, который в начале 1930-х годов работал иностранным корреспондентом Daily Express. Делмер был связан с активистами нацистской партии во время предвыборной кампании Гитлера 1932 года, делая обильные заметки обо всем, начиная от стиля будущего ораторского искусства фюрера до группового мышления, которое лежало за связью, которую он формировал с немецким народом. Годы спустя, когда Британия оказалась под угрозой, а союзники не смогли нанести ответный удар по Европе, Делмер, опираясь на свои наблюдения, выдвинул себя в качестве британского солдата совсем другого рода – того, кто будет сражаться с нацистами не пулями и бомбами, а с психологией.

Среда, через которую эта война велась Делмером, наряду с другими, прикрепленными к британской высокосекретной политическо-военной службе войны (Political Warfare Executive  PWE), была серия поддельных радиостанций, или исследовательских подразделений (Research Units RUs), аналоговых предвестников поддельных новостных сайтов и аккаунтов троллей в Twitter, которые заполонили интернет.

RUs были созданы по всей Британии в начале войны в качестве коротковолновых радиопередатчиков, в комплекте с командами агентов. Их задача состояла в том, чтобы собрать разведданные об экономических условиях, поставках продовольствия, передвижении войск и моральном духе в пределах Третьего Рейха, что затем стали основой для пропагандистских передач в сердце гитлеровской империи.

Под руководством PWE, RUs стали вести весьма подрывную деятельность. Их вещатели якобы присутствовали либо на оккупированных территориях Европы, либо в коридорах власти в самом Третьем Рейхе, наблюдая за гнилью изнутри.

Это был лишь один из многих обманов, совершенных RUs. Некоторые станции распространяли пропаганду, которая беззастенчиво критиковала нацистский режим и хвасталась судьбами союзников. Тем не менее, в то время как такие настроения, возможно, хорошо сыграли на публику в оккупированной Франции, Бельгии и Чехословакии, необходимость создания более разнообразной базы слушателей заставила другие RUs заняться более «церебральной» формой пропаганды, которая стремилась вызвать идеологический раскол и расколоть различные политические и этнические группы, которыми правили нацисты.

Например, католическая организация «Ла Франс» транслировала пропаганду консервативной французской католической аудитории с целью подстрекательства к восстанию духовенства против немецкой оккупации на основе христианской морали. В отличие от нее, другая радиостанция обратилась к революционным и светским традициям Франции, призывая рабочих объединиться против фашистского захватчика и коллаборационистского режима в Виши. Возможно, самый важный RU, Гюстав Зигфрид Айнс, принял более изощренный подход к своей цели создания хаоса в нацистской Германии. Вместо того, чтобы способствовать прямому восстанию, он обратился к «правильности» традиционных консервативных немцев, осуждая радикальный, бандитский характер нацистского режима.

С этой целью вещатель Гюстава Зигфрида Айнс имитировал жесткого немецкого националиста, который, хотя и обладал любовью к своей стране и ненавистью к иностранцам, не имел ничего, кроме желчи и отвращения к нацистам, которых он обвинял в коррупции, неумелости, декадансе и сексуальном разврате.

Некоторые в PWE не одобряли такой подлости, особенно когда в эфире прозвучало предположение о том, что некий немецкий генерал имел привычку участвовать в оргиях с женами подводников, в то время как они рисковали своей жизнью ради Рейха в Атлантике. Однако, как утверждал Дельмер, не прибегая к таким зловещим рассказам, он не мог надеяться привлечь случайную аудиторию, которую он хотел разделить.

Его цель состояла в том, чтобы использовать RU для разделения немецкого народа на две широкие категории: тех, кто был возмущен словами Гюстава Зигфрида Айнса и отдавал себя  Гитлеру еще более фанатично в ответ; и тех, кто верил рассказам о коррупции и разврате и поэтому становился настроенным еще более против режима. Финал в любом случае заключался в том, чтобы немецкий народ повернулся друг против друга и таким образом подорвал фундамент Фольксгемейншафта Гитлера.

Хотя эти усилия были изощренными в отношении группового мышления и человеческой психологии, британская Ru никогда не была близка к расколу нацистского государства: немецкий народ был слишком привязан к Рейху и был слишком уверен в режиме, чтобы такой результат мог произойти.

Тем не менее, потенциал для нарушения деятельности, осуществляемый центрами RU,  должен служить как инструкцией, так и предупреждением для 21-го века, периода, когда поддельные новости, троллинг и создание вводящих в заблуждение нарративов в интернете становятся все более распространенными, вплоть до того, что они принимаются как обычное дело. Если история чему-то учит в понимании таких явлений, то оснований для дальнейшего актов психологической войны подобных войне Делмера, вероятно, возрастет в ближайшие годы.

Джеймс Кроссленд-старший преподаватель по международной истории Ливерпульского университета Джона Мура и автор книги «Война, Право и человечество: кампания по контролю над Войной» (Bloomsbury, 2018).

653 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также: