Новый нефтепровод в обход Украины?

Малый эпизод большого раздора
Примет ли Россия решение о строительстве нового нефтепровода
в обход Украины?


Елена Супонина «Новое время» 13 апреля 1997

В 1996 году топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России побил своеобразный рекорд: объем российского экспорта нефти превысил 100 млн. тонн (по показателям за год, и это впервые с начала перестройки). Общая стоимость проданной за рубеж нефти была оценена в 15 млрд. долларов США.
Таким образом, ТЭК продолжает держать на плаву основательно потрепанный корабль российской экономики. Целесообразность продажи такого количества дефицитнейших природных ресурсов, принадлежащих не только нам, но и будущим поколениям, подвергается сомнению многими экспертами. Однако наш разговор не об этом. Нас интересует проблема сегодняшнего дня. А именно: какие трудности возникли при прокачке российской нефти на экспорт в связи с изменениями геополитической ситуации после развала СССР и возникновения СНГ? Вопрос, который мы хотим предложить вашему вниманию, еще более локален. Это взаимоотношения, складывающиеся между Россией и Украиной по поводу платы за транзит российской нефти через украинскую территорию по тем самым нефтепроводам, которые в старые добрые времена были символом братской дружбы и совместного строительства.

Украина из года в год поднимает цену за прокачку российской экспортной нефти по своей территории: 1994 г. — 3,75 доллара США за тонну, 1995 г. -4,53 доллара США за тонну, 1996 г. — 5,2 доллара США за одну тонну. Но это не предел, реальная цена, по оценке украинских товарищей, составляет 7,2 доллара США за тонну. Неоднократные встречи представителей двух государств по указанному поводу не дали результатов.

Каждая из сторон обвиняет другую в нарушении межправительственных договоренностей, заключенных между молодыми государствами касательно энергоресурсов. Москва обвиняет Киев в одностороннем повышении тарифов за транзит нефти, а с берегов Днепра доносятся упреки в увеличении цен на российскую нефть, поступающую на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Украины. При этом украинские власти снисходительно замечают: мы с вами поступаем «по-божески», ведь те же транзитные тарифы в Польше и Германии превышают 6 долларов США за тонну.

Договориться полюбовно не удается, и, похоже, что российский нефтяной генералитет устал от чрезмерных, по его мнению, амбиций «ридны Украины». Сколько можно платить и прогнозировать: а не вырастут ли, начиная со следующего месяца, транзитные цены. Тем более что. по данным экспертов Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (созданной в прошлом году), только за 1996 год за транзит российской нефти Украине было уплачено 200 млн. долларов США.
Решение было принято как по-писаному: умный в гору не пойдет — умный гору обойдет. Обратим, однако, внимание ва то. что после 1991 года Россия вернулась почти к допетровским временам, лишившись многих своих выходов к морю. Кроме Новороссийска глубоководных портов у России на Черном море (как. впрочем, и на Балтийском) не осталось. Поэтому «обойти» оказалось делом не простым.

За советские газы была построена оптимальная по тем временам единая трубопроводная система. Пример тому — нефтепрод «Дружба», пролегающий через территории России, Украины, Белоруссии. Литвы. Латвии, Польши, Словакия, Венгрии..- Как ни пытаются развестись все эти страны, но разрубить одним махом топора кровеносные сосуды этот организма не представляется возможным. Да это и не нужно, и немыслимо.
Российские эксперты стали искать другие варианты решения проблемы, чтобы если если не полностью порвать с Украиной, то хотя бы уменьшить зависимость от нее российских экспортеров нефти.

Одним из таких вариантов стало предложение о строительстве нефте-провода-перемычки Суходольная — Родионовская (два российских населенных пункта в непосредственной близости от украинской границы). В настоящее время определенное количество нефти перекачивается по действующим нефтепроводам Самара (Россия) — Лисичанск (Украина) и далее Лисичанск (Украина) — Тихорецк (Россия) — Новороссийск (Россия). Таким образом, нефть поступает на отгрузку на экспорт (через Новороссийск), а также идет на НПЗ Украины, включая лисичанский, кременчугский и некоторые другие.
Предлагаемая перемычка позволит перекрыть на указанном отрезке нефтепровода перекачку нефти на Украину, исключив из системы Лисичанск. Говоря языком специалистов, строительство участка нефтепровода Суходольная — Родионовская, соединяющего нефтепроводы от точки входа на украинскую территорию до точки выхода с нее и проходящего целиком по территории России, обеспечит полную независимость от Украины экспортного потока нефти на Новороссийск.

Как ни дорого в наши дни строительство нового нефтепровода, но многие полагают, что лучше один раз отмучиться и потом наступит долгожданная стабильность в экспорте нефти через Новороссийск. Явно просматриваются и политические, и экономические выгоды проекта.
Цена в таких случаях — самый важный вопрос.

В настоящее время, по данным акционерной компании (АК) «Транснефть», разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО), в котором рассмотрено несколько вариантов строительства нефтепровода-перемычки. В зависимости от вариантов строительство потребует расходов на сумму от 200 до 400 млн. долларов США. При условии, что предполагаемая длина нефтепровода — 254 км, диаметр трубы — 1020 мм, а планируемый объем перекачиваемой нефти — более 40 млн. тонн в год.
Как и полагается, проект имеет как сторонников, так и противников.
Мнение «за» мы изложили. Противники же ссылаются на то, что строительство обхода может быть воспринято Украиной как не соответствующее громко провозглашаемой странами СНГ политике приверженности интеграционным процессам, усиливающимся во всем мире, и на этом фоне трудно будет обсуждать вопрос о планируемом сооружении украинского нефтепровода Одесса — Броды в обход России.
Но большинство специалистов все-таки утверждают, что целесообразность данного проекта во всех отношениях бесспорна, так как отвечает интересам российских нефтяных компаний и государства в целом. Последнее решающее слово оставлено для Экспертного совета при правительстве Российской Федерации, который и примет решение по данному вопросу.
До сих пор мы так и не оценили должным образом, что произошло в Беловежской пуще. На седьмом году после случившегося одни говорят — победа, другие столь же категорично — поражение, одни расшифровывают СНГ как Содружество независимых, другие -как Сборище непредсказуемых государств. Лицом к лицу — лица не увидать…

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up