Как в СССР относились к церквям-памятникам культуры

«Крокодил» N10-1965

ТРАНСФОРМАТОР НА УСПЕНЬИ

Блуждая среди памятников старины XII — XVIII веков в славном городе Суздале, поминутно натыкался я на инородные достопримечательности.
Путеводители о них умалчивают. Но они сами говорят за себя. И за товарищей из местного горсовета, чьи вкусы оные строения отображают. Эти достопримечательности так и просятся если не в путеводитель, то хотя бы в какое-нибудь периодическое издание.
С некоторых лор в Суздале наблюдается смелое смешение архитектурных стилей. Рядом с храмами старины глубокой то там, то сям растут современные капища.
Одно из величайших (по своим размерам) капищ принадлежит сегодняшним земным наследникам Перуна из Суздальской электросети. Его прозвали «Трансформатором на Успеньи». Двухэтажная кирпичная будка кладки шестидесятых годов нынешнего столетия надежно загораживает Успенский собор XVI века. И хотя о капище в путеводителе ни гугу, этому творению неизвестных зодчих нужно воздать должное. В старинный ансамбль оно вписывается как вполне законченное архитектурное уродство.

Александровский монастырь, как гласит путеводитель, основан Александром Невским в 1240 году. Из сооружений сохранились типичная для древнего Суздаля Вознесенская церковь и монастырские ворота.
В последнее время этот ансамбль обогатился новым, нетипичным для эпохи Александра Невского сооружением — типовым гаражом «Вознесенье». Только его тут и не хватало, чтоб представить во всем блеске такую картину: из монастырских ворот выходит, звеня доспехами, князь, садится в серую «Волгу» с горномхозовским номером и уезжает в сторону Чудского озера бить псов-рыцарей.
Авторы путеводителя обошли вниманием и такие характерные для суздальского заповедника сооружения, как ларьки самой разнообразной архитектуры. Их скопище мешает разглядеть старинные торговые ряды в стиле классицизма.
А у древней Воскресенской церкви воздвигнуты палаты на потребу
жаждущим и бражничающим. На переднем плане — бражничающие. А собор, разумеется,— на втором. И то и другое фотолюбителям приходится вмещать в один кадр.
Просматривая путеводитель, натолкнулся я и на ряд неточностей.
Там, например, говорится, что в церкви Покровского монастыря XIV века сроду не было никакой живописи.
А теперь объявилась. Сам видел, и другие тоже. Спрашивали: уж не ранний ли это Рублев? Но, оказывается, это творение более поздней, так называемой рижской школы. В лето одна тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года в пределы древнего монастыря вторглась кинодружина Рижской студии. В интересах исторической достоверности живописцы изобразили на стенах разные лики и действа. Уезжая восвояси, они решили оставить свои шедевры в назидание потомкам и ничего не стирать.
В путеводителе говорится, что последний раз суздальские храмы подвергались разорению в XVII вене.
Неправда это! Последнее разорение вышло в прошлом году. Все от тех же рижан. Люди они в основном неверующие — ни бога, ни черта, ни Министерства культуры не боятся. Но вымолили-таки у председателя Суздальского горисполкома товарища Бардина все убранство старинной Михалевской церкви. Не моргнув глазом и работников музея не спросив, пожертвовал Бардин иконы и ризы.
Говорят, сейчас в Риге из старинных риз шьют киносъемочные узорчатые порты на каждый день. А что с иконами сделали, про то пока неизвестно.
Наверное, берегут для сцены моления у «Трансформатора на Успеньи». Так сказать, для исторической достоверности.
Очевидно, в следующий свой приезд какой-нибудь кинодружине стоит заснять и самого товарища Бардина. Крупным планом. На фоне гаража Александра Невского.
Этот кадр, надо думать, не пропадет.
Г. ЩЕГЛОВ

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up