Что носили этрусские модницы

В археологическом музее Флоренции есть терракотовый саркофаг, найденный в Кьюзи. На его крышке, по этрусскому обыкновению, имеется рельефное изображение погребенного. В данном случае это женщина, причем известно даже, что ее звали Лартия Сейанти,—об этом говорит надпись на стенке саркофага. Итак, Лартия Сейанти возлежит на боку на крышке собственной гробницы, опираясь на локоть одной руки, в которой она держит кубок, и отодвигая другой рукой покрывало с лица.


Голова женщины увенчана диадемой с цветочным узором. В ушах у нее — серьги пирамидальной формы. На шее — ожерелье из продолговато-круглых камней, а на груди—подвеска в форме человеческой головы. На руке и предплечье видны браслеты из нанизанных на две нитки камней. Не большом и указательном пальцах, а также не мизинце левой руки — перстни.
Древние авторы описывают ювелирные изделия этрусских мастеров как предел совершенства и изысканной роскоши.

Вот что этрусские женщины носили поверх прически: золотые короны и диадемы, преимущественно в виде лавровых венков из тончайших пластинок с узором, передающим даже прожилки древесного листа; круглые и спиральные заколки и богато украшенные шпильки для волос. Огромным разнообразием форм отличались серьги: бочкообразные, плоские, круглые, в виде грозди, улитки, трубочки, львиной головы, головы негра, а также на подвеске: в виде амфоры, летящей птицы, петуха…

Грудь и шею украшали не менее изящные изделия; ожерелья с подвесками самых разнообразных форм, в том числе с камнями в оправе, фигурками и «буллами», то есть дисками, украшенными чеканкой. Не руках и пальцах красовались браслеты и кольца, зачастую ажурной работы и с вставленными драгоценными камнями. Богатейшей является коллекция пряжек: в виде улитки, круга, дракона.

Разумеется, за семь столетий этрусской истории, с IX по III век до нашей эры. формы, техника исполнения, вкусы заказчиков не могли не претерпеть существенной эволюции. Искусство этрусских ювелиров за это время прошло три крупные стадии: следования восточным образцам, архаичную и классически-эллинистическую. Постоянными, однако, оставались некоторые характерные черты: преимущественное обращение к золоту, декоративная пышность, тонкость отделки.

629 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также: