Macdonald’s — котлетная империя

mdonaldКогда в ноябре 1989 года на Пушкинской площади открылась первая в Москве закусочная «Макдональдс «, то к ней выстроилась такая же очередь, как к Мавзолею. С тех пор кулинарные форпосты американского империализма, с ярко горящей буквой «М» на фронтонах, воздвигались в столицах советских республик быстрее, чем в свое время райкомы и райисполкомы. Орудия главного калибра американских баз быстрого питания — «Big Mac» и «Coca-Cola» вели огонь на поражение, и Советский Союз проиграл «котлетную войну» окончательно и бесповоротно…
1. Кто не успел — тот опоздал
Историки и биографы Франклина Рузвельта и Адольфа Гитлера едины во мнении — не затей они грандиозного строительства автомобильных дорог, они не вытащили бы свои страны из глубочайшего экономического кризиса, не покончили бы с безработицей. Когда же по магистралям зашуршали шинами десятки тысяч авто, частный капитал взялся сделать путешествия комфортными, возводя вдоль дорог все те институты, которые мы сегодня называем инфраструктурой -бензоколонки, закусочные, станции техобслуживания, требовавшие привлечения тысяч и тысяч рабочих рук…
«Чтобы попасть в лучшее общество, надо либо кормить, либо развлекать, либо возмущать», — вспомнили братья Макдональды, Мак и Дик, крылатую фразу из нетленного репертуара Оскара Уайльда и открыли уютную закусочную. Случилось это в 1940 году в городке Сан-Бернардино, на обочине одной из самых востребованных калифорнийских магистралей. Посетителей потчевали традиционно скромной пищей: гамбургерами, куриными крылышками, салатами, барбекю и, конечно же, кока-колой. Годовой доход был тоже скромен и не вызывал зависти у конкурентов, составляя всего лишь $200 тысяч. Но для братьев и эта цифра была знаковой, ибо стала трамплином, с которого они стартовали в будущее…mdonald2
…Законы рынка и непримиримая борьба с конкурентами диктовали свои жесткие условия, и братья поняли, что назрела необходимость разработать новую концепцию жизнедеятельности закусочной. Разногласий по вопросам качества и цене приготовляемых блюд между братьями не возникло. Камнем преткновения стал сервис. Мак настаивал на том, чтобы обслуживание стало высокоскоростным: водитель должен насытиться так же быстро, как его авто — заправиться. А Дик, в коем самым сильным геном был ген тугодумия, этому противился. Но в конце концов компромисс был найден. В меню остались лишь наиболее популярные и моментально приготовляемые блюда: гамбургеры, чизбургеры, картофель фри, молочный коктейль, кофе, кока-кола и яблочный пирог, куриные крылышки и барбекю были безвозвратно удалены из дежурного рациона закусочных быстрого насыщения…
Результат от нововведений окупился сторицей — от клиентов, которым уже не требовалось в течение получаса ждать заказанных блюд, не было отбоя. Однако Макдональдам этого показалось недостаточно и они решили переоборудовать кухню. По их заказу местные умельцы изготовили особые производственные линии, сродни фордовскому конвейеру, которые позволили поставить приготовление блюд на поток. Когда в 1948 году реформирование производственных процессов в закусочной было закончено, — её было не узнать. И не потому, что изменились меню и интерьер, нет-нет, — они остались прежними. А потому, что у дверей выстроилась очередь из нескольких сотен желающих перекусить! Это был настоящий триумф.

2. Кто куда, а мы — на корт…
К середине 50-х закусочная в Сан-Бернардино ежегодно приносила братьям доход в $350 тысяч. Однако прибыль, увеличившаяся почти вдвое, уже не удовлетворяла Макдональдов. Их аппетиты росли с каждой новой волной клиентов, штурмовавших закусочную. И тогда братья направились… на теннисный корт. Нет-нет, не для игры, — для более серьёзного занятия. Сутки напролёт они с мелом в руках ползали по корту и чертили схему расположения кухни в натуральную величину. Когда схема была готова, на корт пригласили поваров. Мак с красным флажком в руке, Дик — с секундомером стояли по разные стороны корта, а повара… бегали между нарисованными плитами! Со стороны казалось, что большие дяди резвятся, злоупотребив спиртным. mdonald4Отнюдь! Побегав между виртуальными плитами, повара внесли свои коррективы в схему расстановки кухонного оборудования. Рисование и хронометрирование бега принесли свои плоды — обслуживание производственных линий было доведено до автоматизма, что позволило увеличить пропускную способность закусочной и, разумеется, выручку. Вполне логично, что вскоре детище Макдональдсе стало работать под девизом: «Обслужим миллионы!» Позже его сменили на: «Обслужим миллиарды!» Слухи о процветании «фабрики гамбургеров» распространялись по стране с той же скоростью, с какой они, гамбургеры, уничтожались клиентами.
Через некоторое время в штате Аризона братья открыли свой первый филиал под названием «Лисий коготь». Над входом в бело-красный домик светилась неоном огромная буква «М».
«Лисий коготь» стал последним аккордом в кулинарной симфонии братьев Макдональдов, но победоносное шествие закусочных быстрого насыщения по земному шару только начиналось…

3. Вывеска прежняя — хозяин новый
Летним утром 1954 года немолодой человек заурядной внешности, но безмерного и неутолённого честолюбия, перешагнул порог закусочной в Сан-Бернардино. Звали его Рэй Крок. То, что он увидел внутри, потрясло его до глубины души. Люди буквально дрались за право пробиться к стойке первыми, повара сбивались с ног, миксеры жужжали без остановки.
«О Боги! — воскликнул Крок. — Это же золотое дно! Надо только углубить и расширить его!» у него мгновенно созрел план кулинарной экспансии, коей Америка ещё не видывала, и он бросился искать хозяев заведения.mdonald3
Братья, давно мечтавшие сменить беспокойную жизнь предпринимателей на размеренное бытие рантье, были покорены энтузиазмом и уверенностью в успехе свалившегося на их головы честолюбца. Макдональды и Крок, как говорится, «не отходя от кассы», ударили по рукам и передали пришельцу исключительное право самостоятельно распоряжаться их изобретением — двумя закусочными быстрого питания. Не прошло и полугода, как Рэй зарегистрировал компанию McDonald’s System Inc., 25% от прибыли которой он обязан был отчислять братьям. И началось. Крок беспрерывно открывал всё новые и новые закусочные на всей территории Соединённых Штатов. В результате к началу 60-х на Макдональдсе работало уже более двухсот забегаловок быстрого насыщения, где за год продавалось около полумиллиона гамбургеров на общую сумму $40 млн. Согласно статистическим данным, в конце 90-х продолжатели дела Крока открывали одну закусочную каждые пять часов. Но не только в США — по всему миру!

4. Хозяева смертны — MacDonald’s вечен
В 1960 году Крок почувствовал, что консерватизм братьев начал сковывать его предпринимательскую деятельность, и решил выкупить у них все права на раскрученную торговую марку Macdonald’s. Братья запросили единовременно $6 миллионов наличными, плюс регулярные отчисления за использование их фамилии. «Кто бы возражал?!» — воскликнул Крок и стал единоличным владельцем кулинарной империи быстрого насыщения. К трём функциональным принципам, благодаря которым процветали первые две забегаловки братьев Макдональдсе — цена, качество и сервис, — новоиспечённый кулинарный император добавил ещё один: чистоту. В итоге получился замкнутый цикл из четырёх составляющих, к которому ни один из последующих владельцев компании MacDonald’s не решился ни добавить что-либо, ни убавить…
…К концу XX столетия ушли из жизни братья Макдональды, Рэй Крок да и другие последующие владельцы кулинарной империи. Но дело их процветает: компания MacDonald’s входит в тридцатку крупнейших компаний США. Она опутала своими щупальцами более ста стран всех, кроме Антарктиды, континентов. На сегодня более 30 тысяч закусочных с горящей буквой «М» на фронтонах продали более четырёх миллиардов гамбургеров и чизбургеров, миллионы тонн кока-колы и картофеля фри…
И последнее. Самое известное блюдо компании MacDonald’s — гамбургер под названием «Big Mac» (по-русски — «Большой Мак») настолько популярен среди московских отроков, что они даже придумали шутку: «Ельцин — мелкий политический деятель, живший во времена Большого Мака».

209 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Понравилось? Поделись с друзьями!

Может быть вам еще будет интересно почитать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>