Бэр — великий мудрец

ber
Если биографический справочник ученых — химиков, физиков, биологов — дать в руки несведущему человеку и попросить выбрать самых знаменитых, тот поначалу растеряется. Как выбирать? По числу строк, посвященных ученому? По списку его трудов? По количеству академий, избравших его своим членом? Или медалей, им заслуженных?
Кажется, четкого критерия нет, если не считать разницы в эпитетах: одного назовут великим, другого выдающимся, третьего просто крупным.
И все же критерии есть. «Самые-самые» — не те, кто удостоен медалей, а те, в чью честь они отчеканены. Ломоносов, Фарадей, Пристли, Лавуазье, Дэви, Максвелл, Эйнштейн, Бор, Планк… В этом славном ряду — и Карл Максимович Бэр, русский ученый, родившийся двести лет назад, 28 февраля 1792 года. В. И. Вернадский писал о нем: «В Петербурге николаевского времени жил великий естествоиспытатель и великий мудрец. Это исторический факт огромного значения в создании нашей культуры, хотя немногие
современники его сознавали. Это начинают понимать потомки».
Чем же заслужил К. М. Бэр столь лестный отзыв?
Он занимался эмбриологией. Больше десяти лет просидел за микроскопом, исследуя зародыш с невиданной дотоле точностью и полнотой. И сформулировал в итоге несколько фундаментальных законов. В том числе и такой изящный: «В процессе эмбрионального развития сначала проявляются признаки типа, потом класса, отряда, семейства, рода, вида и, наконец,— конкретной особи». Воочию видно, как движется природа от общего к частному!
Он занимался географией. Ездил на Новую Землю (там есть теперь мыс Бэра), к Каспийскому морю (описал гряды холмов в Прикаспийской низменности, названные потом бэровскими буграми), обследовал побережье Балтийского моря. Открыл знаменитый закон, связывающий форму речных берегов с вращением Земли. Был одним из главных организаторов Русского географического общества, вдохновил и поддержал множество экспедиций.
Он занимался экологией. И слова, и понятия такого еще не было, а он ужасался: «Русский рыбак ловит рыбу беспощадно, не заботясь о будущем». И создавал проекты законов о рыболовстве, и давал через газету «добрый совет академика Бэра рыбопромышленникам».
Он занимался антропологией и этнографией, в частности предсказал форму черепа неандертальца, библиотечным делом — разработал классификацию книг, которой пользовались и в нашем веке, педагогикой — реформировал преподавание медицины и биологических дисциплин в России. Ботаникой, ихтиологией, сравнительной анатомией…
Список можно продолжить. Но, пожалуй, полнее всего о заслугах ученого скажет латинская надпись, выбитая на медали его имени: «Orsus ab ovo homi-пеп homini ostendit» — «Начав с яйцеклетки, он показал человека человеку».
А. СЕРВЕРОВ

1,017 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *