Ваджра: Палица грома

vadjra

Мифы седой старины донесли до наших дней отзвуки битв и описания оружия, считавшегося некогда непреодолимым. Одним из наиболее древних и грозных является ваджра — громовая палица. Упоминания о ней имеются в «Риг-веде» — сборнике священных гимнов Северо-Западной Индии второй половины II тысячелетия до н. э.
То было время очередного «великого переселения народов», периодически охватывавшего огромные пространства Евразии и достигшего особого размаха при формировании первых государств. То было время, которое К. Маркс и Ф. Энгельс называли «периодом военной демократии». Создатели «Ригведы», судя по языку и кругу понятий, в Индию пришли откуда-то из Европы; современные ученые-языковеды В. Георгиев, О. Трубачев и другие локализуют их прародину в Северном Причерноморье. Здесь еще при скифах обитали остатки исконных племен, одно из которых именовало себя синдами (индами). Древнегреческие письменные сообщения помещают это племя в Прику-банье, однако сохранились воспоминания о его первоначальном обитании на Нижнем Днепре, именовавшемся раньше Синдом или же Индом («рекой»; так же переводится и скифо-сарматское Днепр).
Первым обладателем ваджры считается Рудра («рудой», то есть «красный», «рычащий»), отец группы божеств бури, грома и молнии, ставших спутниками Индры, возвысившегося в период переселения в Индию. Индра считался богом-воителем, воплощением идеального воина. Имя его — «ядреный», «мужественный» — сохранились не только в индийской, но и славянской мифологии (Ин-дрик или Выдрик), а также в именах -Индра, Индира, Андрей. Индра восхваляется как победитель враждебных племен и освободитель стада коров, угнанных и спрятанных в скалах.
Эту дубину, согласно мифу, создал для него Тваштар — творец сущего, бог-мастер. Тваштар «обточил ваджру, хорошо сделанную, золотую, тысячезубую… для совершения героических деяний». Из этого описания можно заключить, что ваджра была шипастой металлической палицей. Но это, по-видимому, ее позднейшая модификация. В иных гимнах «Ригведы» она неким образом связана с камнями, и Индра, наточив ее «как острый нож для метания», поражает дракона Вритру, слоимо плотник дерево. Здесь ваджра предстает уже топором — не исключено, что и каменным.
Современные комментаторы «Ригведы» указывают на то, что ваджра выступает символами грома, дождя, плодородия. Аналогичные палицы, топоры или молоты имеются и у других божеств грозы. Например, у древне-славянского Перуна — Перкунаса у литовцев, Перкона у предков молдаван и румын, Парджаньи у индусов.
В Причерноморье максимальное распространение каменных топоров, а вместе с тем захоронений с характерными травмами черепа относится к катакомбнои археологической культуре, получившей свое условное наименование по типу погребальных сооружений. Интересно, что именно в Нижнем Поднепровье — на предполагаемой прародине синдов (индов) — сконцентрировано основное количество находок топоров с разнообразной рельефной орнаментацией. В этих орнаментах присутствуют и зигзаги молний, и символы солнца, воды и огня, и колосья или же деревца — все атрибуты мифической ваджры. Здесь же, в порожистой части Днепра, на острове под названием Перун, археологами была обнаружена уникальная мастерская по изготовлению каменных топоров и булав, включавшая следы изготовления не менее 150 экземпляров.
Копья и дротики, стрелы и лук появились как охотничьи принадлежности. Палица паджра стала первым специализированным видом боевого оружия, распространившимся некогда от Альбиона до Инда, от скандинавских фиордов до аравийских степей. Важно, что и в мифах, и в археологических находках предстает она перед нами не только орудием убийства, но и средством созидания, преобразования мира.
Старший лейтенант запаса
Ю. ШИЛОВ,
кандидат исторических наук

3,463 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *