Женская психика: достоинство или недостаток?

«Очевидно, что ценности, которыми руководствуются женщины, часто отличаются от ценностей, выработанных противоположным полом… Однако в обществе преобладают мужские ценности».

Так писала английская романистка Вирджиния Вулф в 1929 году. В обществах, где стандарты, установленные мужчинами, считаются нормативными, женские ценности рассматриваются не только как второстепенные, но и как неполноценные, основанные скорее на эмоциях, чем на разуме, скорее на интуиции, чем на логике, а в конечном счете, как полагал Зигмунд Фрейд, непригодные для построения этических суждений.

psixika
К счастью, времена меняются. Сегодня внутренний мир женщин детально изучается педагогами, специалистами по этике, лингвистами и психологами. Их исследования показывают, что женщины вовсе не отстают в своем психическом развитии от мужчин и что их этические суждения столь же значимы Правда заключается в том, что женщины воспринимают жизнь иначе, чем мужчины, следовательно, они и думают иначе. По словам психолога из Гарвардского университета Кэрол Гиллиган, одного из лидеров нового направления исследований, женщины обладают «другим голосом».

Исследователи утверждают, что человеческие взаимоотношения составляют основу женского существования. Эта концепция подрывает долго бытовавшие теории психического развития
личности. Как было установлено Фрейдом и его последователями, в основном мужчинами, здоровое эмоциональное развитие отмечено стремлением к автономии личности. Тех, кто отклоняется от этой модели, а среди них много женщин, часто считали неполноценными и даже психически больными — возможно, жертвами комплекса зависимости. Однако критики указывают, что ортодоксальная догма в психологии выработана почти исключительно на основе исследований психики мужчин. Игнорирование женщин исказило картину.

Многие ученые, в большинстве женщины, стремятся восстановить баланс. Отбрасывая стандартные методы, построенные на безличных вопросах, они вовлекают женщин в длительные беседы, расспрашивая их об отношениях с друзьями, сексуальных влечениях, воспоминаниях о школе, ощущении расовой принадлежности, представлениях о справедливости. Выясняется, что психическое равновесие женщин зависит от их взаимоотношений с людьми. Изоляция их пугает. Психиатр Джин Бейкер Миллер из Центра службы развития и исследований при Уэлсли-колледже, автор основополагающей книги «К новой психологии женщин» , говорит:
— Самоуважение и самооценка женщин базируется на умении устанавливать и поддерживать отношения с другими.

Если мужчина покушается на самоубийство, обычно это вызвано уязвленной гордостью или чувством неполноценности, часто связанным с неудачами в работе. Если женщина пытается покончить с собой, то обычно это следствие неудачи в любви, в семье или в отношениях с друзьями.

Каждый аспект жизни женщины определяется человеческими контактами. Беседа для женщин — это способ укрепить отношения и достичь лучшего взаимопонимания, тогда как для мужчин это средство решить какой-то вопрос. Женщины склонны смотреть на людей как на взаимозависимые существа; мужчины видят в них независимых индивидов. Для женщин важна заботливость; мужчины выше всего ставят свободу. Женщины рассматривают поступки в широком контексте, связывая один с другим, мужчины воспринимают события как изолированные эпизоды.

Эти различия определяют особый подход женщин к этическим проблемам, говорит Гиллиган из Гарвардского университета. Она заметила, что если в спортивной команде мальчиков начальной школы один из игроков получит травму, его уносят с поля, и игра продолжается. Если же такое случается в команде девочек, игра прекращается.

В вопросах справедливости женщин меньше заботят абстрактные понятия о правильности и неправильности поступков; они больше обеспокоены поиском компромиссов, позволяющих сохранять общественные связи. В своей острой книге «Другим голосом», изданной в 1982 году, Гиллиган приводит следующий пример. Одиннадцатилетним мальчику и девочке задали вопрос: вправе ли бедный человек украсть лекарство, которое спасет жизнь его жены? Да, ответил мальчик, потому что человеческая жизнь дороже собственности. Нет. ответила девочка и предложила другой выход из положения: бедняк может занять деньги или договориться с аптекарем об оплате лекарства по частям. Она рассуждает так: если бедняк украдет, он может попасть в тюрьму, и что тогда будет с его женой?

Приверженность к связям и согласию у девочек формируется очень рано. До трех лет девочки и мальчики ведут себя одинаково. Но уже в четыре года мальчики начинают восставать против зависимости от матерей и нянек. Девочки в этом возрасте начинают чувствовать глубокую привязанность к ним и уже способны к сопереживанию.

Другого критического момента девочки достигают в подростковом возрасте. Проведя опрос среди подростков в Бостоне и других городах, Гиллиган и ее сотрудники пришли к заключению, что девочки переживают психологический кризис примерно в одиннадцать лет, когда они сталкиваются с условностями культуры, в которой доминируют мужчины. Они начинают понимать, что их душевных качеств не ценят, хотя общество сознает альтруизм и заботливость женщин. Дилемма для девочек состоит в том, говорит Гиллиган, что «для соблюдения своих интересов они должны сопротивляться своей склонности к доброте; чтобы соблюдать интересы других, они вынуждены сопротивляться ценностям, основанным на самостоятельности и независимости». Поставленные перед выбором между эгоизмом и самопожертвованием, многие «заглушают» свой естественный голос. Они становятся менее уверенными в себе и более осторожными при высказывании своего мнения. Эти черты часто сохраняются и у взрослых женщин.

— Они начинают отвечать уклончиво, — говорит Гиллиган. — Через какое-то время они приучаются высказываться таким образом, чтобы не выражать собственного мнения.
По словам Лин Майкл Браун, участницы исследовательского проекта Гарвардского университета, результатом того, что девочки скрывают свои представления, становится неуверенность в себе, нерешительность и потерянность. Исследователи связывают с этим широкое распространение среди девочек-подростков депрессии и потери аппетита.
Некоторые критики оспаривают результаты исследований Гиллиган и ее коллег, считая, что они преувеличивают значение пола.
— Гиллиган переоценивает влияние половых различий на моральные оценки. — заявляет Элинор Маккоби. почетный профессор Станфордского университета в Калифорнии.
По мнению Маккоби, общество предъявляет к представителям разных полов разные требования и поэтому по-разному их воспитывает и обучает. Классовая принадлежность, уровень образования или этническое происхождение часто оказывают гораздо большее влияние на особенности психического развития, чем пол.
— Новые теоретики преувеличивают значение^ пола, — говорит Синтия Фукс Эпстайн, социолог из Нью-Йоркского городского университета. — Подчеркивать различия и создавать стереотипы очень принято в нашей культуре.
Однако прежде всего озабоченность вызывают политические последствия новых исследований. Некоторые из критиков Гиллиган опасаются, что ее открытия будут способствовать возрождению стереотипных представлений о женщинах, как о существах жертвенных и кротких и таким образом подрывать борьбу за равноправие. Критики указывают на то, что профессии, ориентированные на работу с людьми, в которых женщины доминируют, такие, как профессии медсестры и учительницы, оплачиваются хуже, чем традиционно мужские профессии. Кэтрин Маккиннон. профессор права Мичиганского университета, называет «другой голос» Гиллиган «голосом жертвы».

Отвечая на критику, ученые-ревизионисты утверждают, что, напротив, нх работы открывают путь к окончательному освобождению женщин и преобразованию всего общества. Если женский подход к жизни будет признан равноценным, женщинам уже не нужно будет действовать на манер мужчин,
— То, что мы делаем, более революционно, чем ранний феминизм, — заявляет психолог Джуди Джордан из штата Массачусетс. — Мы верим, что нашу культуру, которая основана на власти, потребительстве и насилии, следует изменить, Ориентация женщин на взаимоотношения — особый дар, который будет этому способствовать.

Все это звучит несколько преувеличенно, но уже заметны некоторые сдвиги. Например, в школе Эммы Уиллард вся программа обучения была пересмотрена, чтобы перенести акцент с соревнования индивидов на взаимопомощь при совместном обучении и поощрить девочек к самостоятельному анализу и выражению собственных взглядов. В психотерапии утверждается метод сочувственных бесед с пациентками, психика которых травмирована побоями или сексуальными надругательствами.

Но есть еще одно серьезное препятствие к достижению перемен. Как считает Гиллиган, сам язык нашей культуры «не способен выражать различия в неиерархической форме. Чтобы это стало возможным, необходимы изменения в самом языке». В прошлом танцовщица, Гиллиган находит музыкальные метафоры, чтобы показать, как контрастирующие голоса мужчин и женщин могли бы слиться воедино:
— Гобой и кларнет звучат по-разному, но когда они играют вместе, получается звук, который не свойствен ни одному из них, но вместе с тем не уничтожает их индивидуальности.

Джин Бейкер Миллер, I психиатр из Уэлсли-колледжа

1,306 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *