Развитие кондиционирования воздуха

airconditioningadvert

Пример рекламы кондиционера Carrier, США, 1950-е годы.

Политики и дипломаты направляются в Катовице, Польша, в декабре для следующего раунда переговоров по международному климату. Согласно недавнему докладу, тепловая волна этого лета — «однозначный» признак глобального потепления. Основной причиной такого потепления является два столетия роста потребления ископаемых видов топлива (уголь, нефть и газ).

Крупномасштабное потребление угля началось во время промышленной революции конца 18 века. Нефть начала потребляться с начала 20-ых. Использование всех видов ископаемого топлива резко расширилось во время Второй мировой войны и последующего экономического бума.

Это расширение было одним из нескольких воздействий экономической деятельности на природный мир, который ученые земных систем совместно определяют как «большое ускорение». Это рассматривается как часть антропоцена, новой геологической эпохи, в которой воздействие человеческой деятельности работает в том же масштабе, что и большие природные силы.

Идентификация в 1980-х годах глобального потепления, возможно, самого опасного такого воздействия, не сделала ничего, что могло бы замедлить рост потребления ископаемого топлива. Сегодня количество парниковых газов, выкачиваемых за счет использования ископаемого топлива за три года, примерно такое же, как и в течение всего XIX века.

Кто потребляет все эти ископаемые виды топлива? Вместо индивидуальных домохозяйств более точно следует думать о технологических системах — автомобильном транспорте и городской инфраструктуре, которая его поддерживает; электрических сетях; промышленных системах, основанных на углеродистых материалах, таких как сталь; и сельскохозяйственных методах, которые поглощают газовые удобрения, — и социально-экономических системах, в которые они внедрены.

Возьмите электрические системы кондиционирования воздуха, широко используемые в жаркое лето. Они впервые появились в большом количестве до Первой мировой войны, в США, которая впервые начала установку городских электрических сетей с 1880-х годов и стала лидером в популяризации бытовых приборов, таких как холодильники, стиральные машины и радиоприемники.

В 1920-х годах кондиционеры продавались агрессивно, так же как электрооборудование и автомобили. Производители, стремящиеся продать их школах, яростно сражались против регуляторов штата Нью-Йорк, которые утверждали, что свежий воздух из открытых окон будет полезнее для здоровья учеников, чем кондиционированный воздух.

Продажи блоков переменного тока, как и другие потребительские электротовары, снова взлетели в продажах в США в буме, последовавшем за Второй мировой войной. Сомнения домовладельцев и офисных менеджеров, многие из которых считали кондиционеры роскошью, были отменены строительной отраслью, которые были убеждены производителями переменного тока в установке стандарта.

Воздушное кондиционирование сделало возможным городской рост и промышленное производство в тропическом климате южных штатов США, как показал историк Раймонд Арсено в своей оригинальной статье 1984 года «Конец долгого жаркого лета».В 1960-х годах воздушное кондиционирование была основной причиной отмены тенденции исхода из Южной части в другие части США.

К 1980-м годам воздушное кондиционирование, как и другие энергопотребляющие бытовые технологии, уже были повсеместным явлением в городах США и распространенным в других богатых странах.

Сегодня такие технологии осуждаются как расточительные ископаемые виды топлива. Толкование проблемы в исследовании и обсуждении глобальной истории потребления ископаемого топлива заключается в том, чтобы объяснить, как даже после того, как мировые правительства признали, что на саммите в Рио-де-Жанейро 1992 года необходимо прекратить глобальное потепление, их использование продолжает расти.

Это распространенная ошибка, что резкое использование ископаемого топлива в последней четверти века в основном связано с первоклассными потребительскими технологиями, такими как воздушное кондиционирование, которые распространяются в развивающихся странах. Есть небольшие, относительно богатые уголки глобального юга, где они используются, но их вклад в общий глобальный расход топлива является незначительным. И основные неравенства остаются.Потребление энергии на душу населения в Канаде оценивается в 450 раз выше, чем у беднейших африканских стран. Американские домохозяйства используют в четыре раза больше электроэнергии для кондиционирования воздуха, чем потребляет вся Нигерия.

Но речь идет не только о первоклассных потребителях. Технологии конечных пользователей разрабатываются и распространяются как часть более крупных систем. Например, воздушное кондиционирование нуждается в надежном электроснабжении, которое не охвачено не только 14 процентами населения мира, у которых нет электричества, а еще 25 процентов или около того, у кого ограниченные или неустойчивые поставки. Кроме того, воздушное кондиционирование и другие электроприборы стали частью жизни в энергоемких городах, в основном построенных из энергоемких материалов, таких как цемент и сталь. Эти города характеризуются плохо изолированными зданиями и энергобезопасными транспортными системами: эти две неэффективности потребляют гораздо больше ископаемого топлива, чем системы переменного тока.

Во время послевоенного бума, когда ископаемое топливо было дешевым, технологии, которые их использовали, почти не регулировались. В 1970-е годы были потрясены цены на нефть для временного улучшения; большая часть этого прогресса была отменена в 1980-х годах; угроза глобального потепления стимулировала мало действий. От пластмасс до строительства, авиационного и автомобильного путешествий правительства разрешали (действительно, поощряли) решающие решения, которые должны приниматься в соответствии с мотивом прибыли компаний. Япония, где энергоэффективность новых систем переменного тока выросла на 68 процентов за десятилетие до 2005 года, поскольку регулирующие органы нуждаются в усовершенствованиях — это исключение, которое доказывает правило, по крайней мере в отношении воздушного кондиционирования.

Слабое регулирование является частью более широкой политической проблемы: идеологическая убежденность в том, что это рыночные механизмы, которые могут и должны снизить потребление ископаемого топлива. Это убеждение подкрепляло как Киотский протокол 1997 года, который не позволил сократить выбросы парниковых газов, так и Парижское соглашение 2015 года с его добровольными и неадекватными целями.Правительства, которые не вкладывали деньги в отход от ископаемых видов топлива, но тем не менее контролировали сотни миллиардов долларов субсидий на эти виды топлива.

Технологические системы развивались так, как они есть, из-за социальных и экономических систем, в которые они встроены. Переход от ископаемого топлива требует оптовой трансформации всех этих систем.

Саймон Пирани является автором книги « Burning Up: глобальная история потребления ископаемого топлива» (Pluto Press, 2018).

690 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также: