Лихие 90-ые: мы занимались чем могли

90

Бывают вопросы актуальные: «За кого вы будете голосовать?», важные: «Что растет быстрее — цены или ваши доходы?», нужные: «Что вас больше беспокоит — преступность или взяточничество?». А бывают вопросы совершенно, казалось бы, пустяковые, но из ответов на них становится видно, как мы живем.
В социологическом опросе, проведенном ВЦИОМом в марте 1995 года, около 2000 россиян спросили: «Что из перечисленного вы делали в течение последних 24 часов?» И вот какие ответы были получены:
смотрели телевизор……………………..91%,
чистили зубы………………………………..82%,
были в магазине…………………………..54%,
слушали радио……………………………..50%,
читали газету………………………………..41%,
были на работе…………………………….39%,
пользовались
общественным транспортом……….35%,
принимали душ……………………………33%,
чувствовали себя грустными……….31%,
встали раньше 6 часов утра…………28%,
дремали днем……………………………….26%,
мыли голову…………………………………24%,
накричали на кого-либо………………23%,
чувствовали себя веселыми…………23%,
после 12 ночи
еще не ложились спать………………..20%,
принимали ванну………………………… 16%,
читали журнал…………………………….. 11%,
занимались любовью………………….. 10%,
уезжали из дома более чем на 50 км 5%,
пользовались компьютером………….4%,
были в церкви……………………………….. 1%.
Это — в среднем. А как распределяются ответы по группам населения?
Раньше вс;х встают неквалифицированные рабочие, сельские жители, пенсионеры. Чаще среднего чистят зубы граждане с высшим образованием, с высоким доходом, жители Пред-уралья и Урала. В магазины чаще заходят женщины, граждане с высоким доходом, с высшим образованием, жители больших городов и руководители. Заметим, что дефицита зубной пасты не наблюдается ни на Урале, ни вне его, поэтому результат явно нетривиален. Что же до
посещения магазинов, то вышеупомянутые граждане с высшим образованием и руководители живут в основном в городах, где и находится большинство магазинов.
Привычка мыть голову распространена повсеместно — в городе и деревне, среди богатых и бедных, в любом возрасте. Заметна связь лишь с образованием: граждане, окончившие вуз, вдвое чаще моют голову, чем граждане с неполным средним. Они же и ровно во столько же раз чаще кричат на окружающих, чем другие граждане. Женщины в 1,5 раз чаще,_чем мужчины, повышают голос на окружающих и чуть ниже мы узнаем почему. Еще большей раздражительностью отличаются домохозяйки, служащие, жители больших городов. Очень редко бывают раздражительны пенсионеры.
Вернемся к мытью. Хотя в ранг высокого искусства это дело возвели древние римляне, граждане России кое в чем их превзошли. У нас склонность к принятию ванн не связана ни с доходом, ни с общественным положением, ни с местом проживания. Единственная зависимость — возрастная. Чем человек старше, тем чаще он принимает ванну и тем реже моется под душем. Душ чаще принимают горожане, граждане с высшим образованием, высоким доходом, руководители и учащиеся.
Подведем итоги. Веселыми чувствовали себя меньше россиян, чем грустными. Печально. Особенно то, что женшины бывают грустными вдвое чаще, чем веселыми. Образование не влияет на веселье, но усиливает грусть. Прав был Экклезиаст — а если не он, то тот, кто считал, что «в большом знании много печали». Высокий доход уменьшает грусть, а проживание в городе ее увеличивает.
А самая веселая группа, как   следовало ожидать, — учащиеся. Они же чаще всех после 12 ночи не ложатся спать. Наверное, из-за чтения нашего журнала.
Л.Хатуль
По материалам статьи А.А.Голова в информационном бюллетене ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены» 1995, № 3.

522 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Может быть вам еще будет интересно почитать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>