Сотрудничество журналистов и ученых

Инструкция ученому, осознающему свой долг перед обществом

Журналисты бывают разные. Ученому могут встретиться две разновидности — либо журналист широкого профиля, либо научный писатель. Конечно, с научным писателем ученому общаться проще — как правило, этот писатель совсем недавно и сам занимался исследованиями. Но число событий в науке растет столь быстро, что писателей не хватает. И приходится работать с обычным журналистом, который мало чего смыслит в науке и уж тем более не владеет терминологией. Это необходимо учитывать и стараться донести до него свою мысль простыми словами.
Самое главное — помнить о том, что, ежели журналист решил сделать материал о вашей работе, он его обязательно сделает, независимо от вашего желания. Но без сотрудничества с вами журналист, несмотря на все свои усилия быть правдивым, может что-то напутать. Поэтому с ним надо не бороться, а правильно его информировать.

Как готовить пресс-релиз
В хороших организациях есть специальная служба, отдел распространения научной информации, которая должна пропагандировать достижения своих ученых в средствах массовой информации. Однако если ОНТИ не выполняет своих обязанностей, никто не мешает ученому и самому отправить сообщение журналисту. Следует помнить о том, что журналистам нужно о чем-то каждый день писать или рассказывать. Поэтому вовсе не очевидно, что за публикацию с вас потребуют денег.
Для того чтобы журналист заинтересовался, сообщение должно обязательно содержать новость. Обычно такой новостью служит публикация статьи в научном журнале, защита диссертации или предстоящий доклад на конференции. Не менее интересно и сообщение о законченном этапе работы. Повествование должно быть полным и понятным, а так-
же содержать результаты и следующее из них заключение — эта информация наиболее важна. Весьма полезно упомянуть про перспективы, историю предмета исследования и указать, где занимаются схожей проблемой.
Существует четыре формы сообщений: для печати, для телестудии, для радио и для Интернета.
Сообщение для печати должно быть напечатано через два интервала с обязательным указанием названия организации и координат отправителя и даты. В начале в одной строчке сформулируйте суть вашей истории. Не надо сильно редактировать текст — достаточно просто изложить факты и дважды проверить цифры, имена, ученые степени и даты. Обязательно подготовьте лист рассылки сообщения, чтобы направить его именно в те издания, которые в нем заинтересованы. Объем пресс-релиза не должен превышать двух страниц.
Примерно так же стоит готовить сообщения и для электронных СМИ, но следует учитывать их специфику. Например, текст для местной радиостанции нужно печатать через три интервала, а прочитать его диктор должен за 10—20 секунд. А на телестудию отправляют видеокассету, где есть и смонтированный фильм длиной от одной до пяти минут, и составляющие его фрагменты. В сообщении для Интернета не нужны красивые шрифты, подложки и прочие изыски, а вот ссылки на картинки, на более полный текст и на электронный адрес автора просто необходимы — это повышает вероятность того, что журналист сделает из сообщения публикацию. Аналогичной приманкой служит и красивая фотография, приложенная к печатному тексту.

Как организовать интервью
Когда ученый работает над чем-то интересным, однако на новость его результаты не похожи, то полезно организовать интервью. В принципе, этим должен заниматься ОНТИ. Однако чаще всего интервью случается по просьбе журналиста. Весьма полезно после того, как рассказ журналиста будет опубликован, послать в другие СМИ сообщение о публикации, чтобы вызвать общественную реакцию.
Для успеха интервью необходимо, чтобы журналист>дали как можно больше печатной информации, особенно когда это касается фактов, цифр и дат, — не следует полагаться на его память. А вот от сообщений «не для печати» лучше воздерживаться. В противном случае можно поставить себя и журналиста в неловкое положение.
Журналист вовсе не обязан согласовывать свой текст. Если согласование необходимо, следует заявить об этом прямо. Не надо переписывать статью, которую вам дали на согласование, — в каждом издании свой стиль и своя редакционная политика. Журналист готовит материал в соответствии с этими требованиями, и, скорее всего, после вас ему придется еще раз переписать текст. Зачем делать двойную работу? Поэтому ваша задача—устранить замеченные ошибки и искажение смысла.

Журналисты на конференции
Приглашать журналистов на конференции нужно обязательно, при этом полезно отвести для их работы специальную комнату. Но никогда не требуйте оплаты регистрационного сбора. Журналисты должны быть и на различных приемах, если это не подрывает бюджет мероприятия, — они обожают общаться с учеными в неформальной обстановке и завязывать с ними дружественные и профессиональные контакты. Несомненно, что такие контактны сильно способствуют пропаганде вашего научного направления и соответственно изменению ситуации с его финансовой поддержкой со стороны государства.
Итак, уважаемые коллеги, любите журналистов. Пишите им письма. Сообщайте о ваших достижениях. И вы заметите, как ситуация с финансированием науки начнет улучшаться.

journal

391 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Может быть вам еще будет интересно почитать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>