Деятели культуры как моральные авторитеты

kultur

Есть один интересный феномен, который незаслуженно обходят вниманием. Это когда известные представители искусства и деятели культуры как бы от имени своего таланта позволяют себе что-то там требовать или декларировать в области, которая лежит за рамками их таланта, или проф. деятельности. Их компетенция в этих областях вызывает вопросы, но по-умолчанию как бы признано, что раз человек известен, раз он талантлив, — значит он может с видом эксперта вещать на любую тему. Ладно, если человек просто высказывает свое мнение. Но когда он пишет какие-то петиции, как бы выступает от имени каких-то слоев, — это на самом деле очень странно.

В 90-е многие известные актеры рекламировали сомнительные банки, лекарства или услуги. Потом, разводя руками, они как бы говорили обманутым гражданам: ну мы-то откуда знали? Мы — обычные актеры, нам заплатили. Хотя по-сути, актер не может не осознавать, что за ним закреплен некий высокоморальный образ положительного советского героя, и продается именно этот образ, а не гражданин актер.

Сейчас та же фигня в политике. Проправительственные спортсмены и певцы сидят в Думе, показывая, что дело не в компетенции, а в ивестности. Это конечно полная жареная дичь, всем это понятно и смешно. В оппозиционном лагере — то же самое. Давят харизмой Ахеджакова, Акунин, Садальский, Ефремов, Юра-музыкант. Мадонна протестует против приговора пусси Риот. Анджелина Джоли поддерживает ливийских революционеров. Кикабидзе призывает покончить с Россией. Теперь вот какой-то там Фрай (нет, не персонаж Вудхауза, умный и чопорный Дживс, а гомосек-атеист Фрай). Кто все эти люди? Работники сцены? Мастера печатного станка? Говорители чужих мыслей?

Талант не может быть свидетельством правоты или компетенции. Талант не есть признак высокой нравственности, мудрости или объективностой экспертной оценки. Скорее, — наоборот. Талант есть признак смещенного центра тяжести, признак впечатлительности, неоднозначности, импульсивности. Почему эти люди выступают в качестве учителей жизни? Чем актер или боксер в политических вопросах компетентнее шахтера или энтомолога? Тем, что его профессия публичнее?
Налицо — типичный пример манипуляции, когда компетенция подменяется известностью, а логика — чувствами.

Один мужик мне как-то рассказывал, что когда Горбачев начинал Перестройку, и все радовались переменам, то только 90-летняя старуха-прабабушка, проработавшая всю жизнь дояркой в селе, сказала что-то типа: «это конец страны и начало больших бед». Тогда все над ней посмеялись, — мол, бабка выжила из ума. Но житейская мудрость неизвестной никому доярки оказалась видна с годами. А чему хотят научить эти, пусть и талантливые, люди? Завести в болото, чтобы потом сказать: сам дурак?

geliy

1,135 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *