Почему гомеопатия — лженаука?

СУЩНОСТЬ ГОМЕОПАТИИ

Интерес широкого круга читателей к гомеопатии объясняется не только тем, что гомеопатию представляют как особый способ врачевания. Мало ли известно особых способов: акупунктура и прижигания, дыхательная гимнастика и лечебное голодание, бани и комплексы физических упражнений и т. д. Интерес к гомеопатии подогревается в основном тем, что ее вольно или невольно, но обязательно противопоставляют так называемой официальной медицине. В чем же суть разногласий между сторонниками к противниками гомеопатии?
Вот что пишут о своем предмете гомеопаты!

«Гомеопатия, будучи непростой терапевтической системой, имеет единый принцип назначения лекарств — принцип подобия. А следствие — это применение веществ в малых дозах. Смысл принципа подобия заключается в том, что для лечения назначают малые дозы тех самых лекарственных веществ, которые в больших дозах вызывают у чувствительного здорового человека сходные симптомы».

Так же определяют гомеопатию многочисленные энциклопедии и справочники. Требовать разъяснений как-то не принято. Срабатывает боязнь показаться наивным или некомпетентным. И совершенно напрасно.
Декларировать не значит доказывать, а желание знать доказательства вполне естественно. Возникает множество конкретных вопросов. Почему именно принцип подобия, а не какой-либо другой или другие стал единым принципом назначения лекарств? Каким образом из этого принципа следует необходимость применения малых доз лекарственных веществ? И что значит малые дозы, то есть где кончаются большие и начинаются малые и до каких пор возможно уменьшение? Как доказывается большая эффективность малых доз по сравнению с большими и т, д.?

Круглосуточная стоматологическая клиника для всей семьи! Стоматология «32 Белых» 32belih.ru вылечит ваши зубы недорого и с высоким качеством!

gomeo
Современные гомеопаты не утруждают себя доказательствами своих принципов и эффективности гомеопатических средств. В качестве подтверждения своей правоты они приводят положительные клинические результаты, которые иногда наблюдаются при применении гомеопатических средств при некоторых заболеваниях. Однако любой врач знает, что конечный клинический результат далеко не всегда есть результат применения лекарственного препарата. Такой результат глубже и сложнее по своей природе. Во многих случаях лекарственные средства и вовсе не требуются. Известно, что фармакологические «пустышки», или плацебо (см. «Наука и жизнь», № 5, 1988 г.), выдаваемые за лекарства и имитирующие лекарственные препараты по форме, цвету, запаху и вкусу, но не содержащие самого лекарства, при некоторых заболеваниях оказываются эффективными в 40% случаев! Таким образом, положительный клинический эффект никак нельзя признать за доказательство справедливости гомеопатических постулатов и эффективности гомеопатических средств. Это очень обижает гомеопатов, и они обвиняют «официальную» медицинскую науку в том, что та никак не хочет подвести под принцип подобия и его следствия надлежащий теоретический фундамент.
В свою очередь, обижаются представители медицинской науки, прежде всего фармакологи. Они никак не могут понять: подо что, собственно, нужно подводить теоретический базис? Не станешь же теоретизировать по поводу каламбуров типа «чем ушибся, тем лечись». Иными словами, всякий серьезный исследователь, прежде чем приступить к обоснованию какой-либо гипотезы, хочет иметь серьезную исходную посылку. Гомеопаты таковой не дают. Кроме того, принцип подобия есть разновидность того, что называют симптоматической терапией, то есть лечения симптомов болезни. Но от симптоматической теории как от принципа лечения медицина давно отказалась и перешла на принципы нозологии — лечения заболевания. Никто не лечит понос при дизентерии — лечат дизентерию; никто не лечит бледную немочь — лечат анемию и т. д. Так возникает отчуждение гомеопатии.

Гомеопаты все это знают. Они готовы отступиться от чего угодно в частностях, но только не от принципа подобия, ибо в последнем случае исчезает предмет для разговора, а они лишаются ореола необычности.
Таким образом, состыковать сегодняшние научные знания н гомеопатию невозможно. Это все равно, что требовать от современного астронома применения новейших методов исследования для доказательств справедливости геоцентрической системы Птолемея. Невозможно — был Коперник.
Однако, может быть, современная гомеопатия — хранитель каких-либо исторических секретов врачевания? Мы стали так небрежны к некоторым историческим достижениям. Ну, что же, обратимся к истории.

ИСТОРИЯ ГОМЕОПАТИИ

Ганеман

Самое интересное а истории гомеопатии то, что в отличие от современных ее адептов основоположник гомеопатии, выдающийся врач и провизор конца XVIII — начала XIX века Кристиан Фридрих Самуэль Ганеман (1755—1843) доказывал принципы развиваемого им учения. Как же иначе? Доказывал так, как это было принято тогда, и не вина Ганемана в том, что доказательства, достаточно корректные в начале XIX века, уже к концу его оказались некорректными, а принцип подобия стал предметом околонаучных спекуляций.

Без знания истоков гомеопатии невозможно дать ей верную оценку сегодня. Медицина конца XVIII века была страшной. Врачи того времени не имели представления об этиологии (причинах возникновения) и патогенезе (ходе и механизмах развития) почти любого заболевания, а подавляющее большинство заболеваний было инфекционными. Известен был сифилис, но то, что твердый шанкр и спинная сухотка — разные его проявления, не знали; известен был туберкулез, который относили к чахотке, а к золотухе нет. При постановке диагноза, а это всегда было, есть и будет первым делом врача, врач ориентировался на ведущий симптом заболевания, который лежал, что называется, на самой поверхности. Диагноз «лихорадка» мог включать и малярию, и аллергию, «горячка» объединяла и пневмонию, и послеродовой сепсис, «падучая» могла быть и эпилепсией, и хореей. Трудно даже представить, какое число болезней в их современном понимании объединялось тогда диагнозами «умалишение» или «гнилокровие». Скудные знания основ болезни рождали и скудные, хотя по-своему логичные приемы терапии, получившей название драстической (draslikos — резкий, сильный). Подозревая «гнилокровие», врач считал необходимым «отворить» испорченную кровь: массивными и частыми кровопусканиями больных доводили до обмороков. При «несварении в желудке» рвотные и слабительные средства давали в таких дозах, что вызывали обезвоживание организма и нарушение питания.

Лихорадящим больным назначали кислоты и их обертывали влажными холодными простынями.
Душевнобольных держали на цепях и не стеснялись в изгнании из них «злого духа» палками.
Мыслящие врачи того времени, наблюдая за достижениями в области астрономии, механики, техники, не могли оставаться в стороне от прогрессивных преобразований, хотя и опирались пока только на собственные эмпирические наблюдения. Нелишне вспомнить, что 1789 год — год Великой французской революции, а конец XVIII века — время решительной ломки феодальной системы во всех ее проявлениях. В 1793 году во Франции Филипп Пинель (1745—1826) первым а мире снимает цепи с душевнобольных и закладывает основы учения о единстве психического и физического начал в организме, Он правильно угадал (именно угадал, для научного прогноза данных было недостаточно) генеральное направление развития научной психиатрии. Это подтвердили успехи его учеников.

В 1796 году англичанин Эдуард Дженнер (1745 — 1823) выполняет первую в мире вакцинацию против оспы и тоже правильно угадывает одно из главных направлений развития борьбы с инфекционными болезнями что подтверждают выдающиеся достижения Луи Пастера и других микробиологов XIX века.
В 1790 году, спустя 11 лет (I) после завершения медицинского образования, приступает к врачеванию Самуэль Ганеман. 11 лет Ганеман не хотел лечить традиционными методами, видя явный вред, приносимый больным приемами драстическои терапии. Он совершенствовал свои познания в химии и фармации, изучал работы предшественников и современников. Начиная карьеру врача, Ганеман решительно отказывается от общепринятых методов лечения. Одним этим, еще ничего не предлагая от себя, Ганеман добивался явных успехов в лечении больных. Он выиграл у традиционной медицины своего времени.

Позитивный результат требует осмысления, и Ганеман добросовестно пытается это сделать. На основе общего анализа системы лекарственной терапии, применявшейся до него, он приходит к выводу, что это терапия «от противного», и обозначает ее как аллопатию (Contaria contaribus curanlur, в немецкой транскрипции antipatische Hcii-rnt’lhode). В качестве частного примера аллопатического подхода к лечению можно назвать, например, применение слабительных при запорах или жаропонижающих при высокой температуре.
На основе сведений, заимствованных у других исследователей (к примеру, у Вильяма Куллена Ганеман почерпнул сведения о действии коры хинного дерева, попавшей в Европу после открытия Америки), на основе несложных экспериментов на себе и весьма поверхностных аналогий Ганеман утверждает целесообразность лечения «по принципу подобия» (SimiHa sirnilibus curan-tur) и обозначает свой метод гомеопатией. Так был рожден основной догмат.

Для отыскания и проверки наличия у лекарства способности вызывать симптомы, сходные с симптомами конкретного заболевания, Ганеман предлагает испытывать лекарства на здоровых людях. И наконец позднее, в 1799 году, Ганеман переходит к лечению малыми дозами лекарств, так как, по его мнению, по мере разведения или разбавления происходит так называемая динамизация лекарств. Этот последний постулат не имеет никакой связи с двумя первыми и отражает позицию Ганемана-виталиста, верящего в некую жизненную силу,— нечто нематериальное, что можно передать, только убрав из лекарств материю. Кроме того, Ганеман был агностиком, то есть считал, что познать истинную природу происхождения болезни невозможно. Ни того, ни другого он не скрывал. Да и что скрывать? Агностиками были многие выдающиеся философы, а витализм — учение о жизненной силе — был тогда общепринятым.
В 1810 году выходит основной труд Ганемана «Руководство по рациональному врачеванию», и гомеопатия оформляется окончательно. Победителей не судят. до тех пор, однако, пока они остаются победителями.

Первоначальный успех гомеопатии в немалой степени определялся разносторонней эрудицией Ганемана и его блестящими способностями популяризатора.
Заметный след оставил Ганеман в истории фармации. Он первым потребовал стандартизации лекарственного сырья из растений с тем, чтобы препараты, покупаемые в одной аптеке, не очень отличались от таких же препаратов, покупаемых в другой. При изготовлении порошков ввел прием тритурации (тщательного размешивания), что повышало точность дозировки лекарств. Он внес много усовершенствований в аптечную посуду. Кстати, эти новации Ганемана встретили яростное сопротивление аптекарей Лейпцига. Ганеман вынужден был оставить город, в котором начался его триумф, и переселиться во Францию.
Однако как врач Ганеман, увы, не угадал направлений научного развития медицинской науки, и его последователи вынуждены были всячески открещиваться от многих положений, выдвинутых в свое время Ганеманом, но всегда поднимали и поднимают на щит главный принцип — принцип подобия, В каких-то частностях он выглядит правдоподобно, но когда все в лечении сводят к одному принципу, тот становится схоластической догмой, не поддающейся экспериментальной проверке. Если из гомеопатии убрать ее краеугольный принцип подобия, то все остальное рассыпается, как карточный домик.
Современные гомеопаты это прекрасно понимают. Именно по причине принципиальной недоказуемости, о принципе подобия говорится как о само собой разумеющемся. Ведь «официальных» врачей гомеопаты называют аллопатами, что как бы уравнивает шансы сторон. Наивность подхода очевидна, долго на этом не протянешь, и приходится прибегать к камуфляжу.

ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

  Прежде всего современные гомеопаты всеми силами стремятся убедить а том, что идут в ногу с прогрессом медицинсной науки, что они далеко ушли от Ганемана и на многое из своей истории смотрят критически, Все они дипломированные врачи и вполне владеют современными методами лечения, но при всем том знают еще НЕЧТО ТАКОЕ. Прием беспроигрышный. Больному человеку безразлично, кто его вылечит: гомеопат или аллопат, светило медицины или заурядный врач.

Очень многие полагают, что гомеопаты— это специалисты по лечению высушенными травами. Вот уж заблуждение. Гомеопатический догмат требует применения только сырого растительного материала. Никакая обработка, кроме экстракции спиртом, не допускается. Поэтому в организм больного попадают наряду с действующим началом балластные вещества. Фармакологи же всегда стремятся выделить в чистом виде действующее начало и пользоваться только им. Именно растения стали источниками множества ценнейших лекарственных средств, в чем легко убедиться, просмотрев любой справочник. Таким образом, подходы к использованию зеленого арсенала у гомеопатов и фармакологов совершенно различны.

Гомеопаты подчеркивают необходимость индивидуального подхода к больному, учета его конституциональных особенностей, как будто кто-либо из врачей когда-либо отрицал необходимость именно такого подхода, другое дело, что многим современным врачам просто некогда и в лицо пациенту взглянуть.
Наконец, гомеопаты весьма искусно поддерживают легенду о своей более высокой, чем у врачей, профессиональной квалификации. Ведь к ним нередко обращаются, уже побывав у врача. А это немаловажный фактор, по крайней мере для более глубокого и потому более эффективного психотерапевтического воздействия. Марку фирмы они оберегают гораздо ревностнее, чем участковые трудяги. С этим уж не поспоришь. Есть у них и «секретное» оружие.

ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА
Большие они мастаки по этой части. Вот, например, что пишет гомеопат Т. Д. Попова: «Моя область врачевания — гомеопатия— для меня больше, чем профессия. Это мой образ мышления и видения. Мое ухо даже само слово «гомеопатия» воспринимает отчетливее других слов».
В рекламных целях отечественные гомеопаты не упустят случая кивнуть на то, что на Западе есть общества гомеопатов и их печатные издания, Есть, есть и гомеопатическая академия. Но что из этого следует? Там есть общества астрологов и хиромантов. Издают открыто порнографические журналы. Чего там только нет.
Иногда рекламу гомеопатам создают гомеопатические «открытия» (см. ниже статью «Закрытие» в Париже»). Это ничего, что «открытия» закрываются на следующий же день. Важно, что открываются они под гомеопатическим соусом, а закрываются уже без него в рамках обыкновенной науки.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
Один из главных «житейских козырей» гомеопатов — утверждение, что гомеопатическое лечение в силу малых дозировок лекарств совершенно безвредно. Это впечатляет, ибо первая заповедь врача — не навреди. Если что-нибудь и будет, то только на пользу, а вреда никакого. Но дело а том, что некоторые люди в силу характерологических особенностей, особенностей заболевания или стечения каких-то обстоятельств начинают лечиться у гомеопатов. Когда они наконец понимают, что лечение не дает результатов и обращаются к врачу, то это обращение нередко оказывается запоздалым. Настолько, что кому-то такое опоздание стоит жизни. Привлекательная безвредность, оказавшаяся бесполезностью оборачивается немалым вредом для многих из лишне доверчивых больных.Современный врач не может исповедовать никаких схоластических доктрин. Понятия аллопатии и гомеопатии, возведенные в догму, с самого начала выступают против прогресса.

Наконец, последний вопрос, на котором современные гомеопаты тоже спекулируют: «Почему гомеопатия существует и почему к гомеопатам очереди?» Гомеопатия существует и, надо полагать, еще долго будет существовать по одной простой причине — на нее есть спрос, а значит и будет предложение. Она существует так же, как существуют гадалки и переодически взлетающие на гребнях людской молвы различные экстрасенсы и умельцы по части лечения чего угодно и как угодно. Марксу пренадлежат слова: «Невежество — это огромная сила». Прибавьте к этому законный страх за свою жизнь (одна ведь!), и сила эта станет исполинской.
Никто не вправе лишить больного возможности обратиться к врачу, которому он верит. Равно невозможно выдавать интересы отдельных больных за потребность всего общества.

Доктор медицинских наук А. УСПЕНСКИЙ.

Наука и жизнь №1 1990 г.

4,826 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *