Выступление архиепископа Кирилла на Внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР 29 ноября 1990 года.

Выступление архиепископа Кирилла на Внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР 29 ноября 1990 года.

kirillsssr

«Уважаемый председатель! Уважаемые депутаты! Позвольте всех вас сердечно приветствовать от лица Русской Православной Церкви, ее Председателя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для нас, представителей Церкви, это, конечно, большая честь, но и огромная ответственность — выступать перед этим залом —залом, отражающим все многообразие политической палитры нашей страны сегодня.

Очень многие хотели бы, чтобы Церковь поддержала ту или иную политическую платформу, отождествила бы себя с той или иной политической партией. Более того, есть голоса, есть силы, которые призывают к тому, чтобы Церковь играла в стране роль политического лидера и некой ведущей политической альтернативы.

Пользуясь этим случаем, я бы хотел заявить, что ни целям, которые стремится достичь Церковь, ни природе ее несвойственно играть какую-либо политическую роль, отождествлять себя с политическими группами и партиями или поддерживать ту или иную политику. У Церкви есть своя цель. Эта цель выходит за границы исторического отрезка жизни народа и государства. Это вечная цель — провозглашение нравственных ценностей, неизменных и обязательных для того, чтобы жизнь человека в любых исторических условиях и в любом политическом контексте оставалась подлинно человеческой жизнью и не превращалась в жизнь животного.

И вот в этой перспективе я бы хотел несколько слов сказать и о том, что сегодня вы с таким энтузиазмом обсуждаете,—о возрождении села. В течение столетий сельский приход был основной ячейкой в церковной жизни. Он играл большую духовную, воспитательную, нравственную роль. Но вас, наверное, будет интересовать и иное — социальная роль прихода.

Она была очень велика. Приход объединял людей. На основании единства религиозных убеждений он формировал нечто большее, чем просто коллектив людей. Он формировал общину.

Это была община земледельцев, в которой каждый свободный труженик получал и поддержку, и защиту, если хотите, некую систему коллективной безопасности и взаимной поддержки и солидарности. При приходе была школа, очень часто — приют, больница. И приход был как бы в центре культурной жизни села, в центре всей сельской инфраструктуры. В нем гармонично сочетались индивидуальное начало и коллективное начало. Община гармонизировала эти два полюса и из этих двух начал созидала одно целое. И о другом следует сказать — об особой роли монастырей в истории нашего отечественного земледелия. Монастыри были большими коллективными собственниками и коллективно использовали землю. И тот факт, что они обладали большими наделами земли, имели значительные резервы рабочей силы, а нередко и значительный капитал, при умелом руководстве приводил к тому, что они становились подлинными центрами, очагами сельскохозяйственной культуры, культуры земледелия.

Достаточно вспомнить, что первые электростанции были построены в нашей ране при монастырях, первые паровые мельницы — в монастырях, даже первая навесная канатная дорога и та была построена в Новоафонском монастыре, на берегу Черного моря. Монастыри играли роль неких школ, рассадников передовых сельскохозяйственных знаний.

И наверное, не случайно, что разорение нашей деревни началось с разорения приходов и монастырей. Община была разрушена, крестьяне были приведены в столкновение между собой, разделены по множеству искусственных признаков.

Главным действующим лицом этой борьбы был нерадивый работник, а главной эмоциональной силой, вдохновлявшей людей на разделение крестьянской общины, на взаимное истребление, была черная зависть к соседу, которая умело разжигалась и вдохновлялась. «Возьми у соседа то, чего у тебя нет, и тебе будет жить гораздо легче». И мы знаем, к чему это привело — к распаду, к тому, что в разрушенном до основания мире не удалось создать нового и счастливого мира.

Из этой драматической истории следует сделать, по крайней мере, два очень важных вывода.

Первый. Мы должны строить наше будущее не через разделение, не через распад, не через уничтожение, а через творческое созидание. Нам не нужна аграрная революция. Нам нужна аграрная реформа! Нам нужно органическое и творческое развитие всего того, что есть. Безумием будет уничтожать те структуры, которые сегодня эффективно работают. Над нами будет смеяться весь мир.

Но одновременно безумием и преступлением против человека и его свободного духа будет искусственное ограничение его свободы. Человек должен иметь право выбирать такую форму труда на селе, которая соответствует его склонностям, его стремлениям и идеалам. Он должен иметь полное право трудиться так, как он хочет, и распоряжаться результатами своего труда. И никакая система не может ограничить это право без риска войти в глубинное противоречие с таким понятием, как право и достоинство человеческой личности.

Если мы хотим говорить о возрождении села, давайте все-таки не забывать, что наряду с так называемым соцкультбытом нужно подумать и о восстановлении крестьянской общины, о восстановлении прихода. Отдаю себе отчет в том, что очень многие в этом зале не разделяют религиозных убеждений. Поверьте мне, у Церкви нет претензий на то, чтобы играть какую-то особую роль на селе. Но не лишайте нас возможности с иными конструктивными силами выполнять эту историческую роль и помогать своему народу встать, воспрянуть к новой жизни.

Я глубоко убежден, что не может быть воскрешения нашего села без воскрешения этих очагов и центров духовной жизни, которыми были приходы. И потому нужно вернуть Церкви все то, что у нее было незаконно отнято, попрано и поругано. Я должен с удовлетворением отметить, что недавно состоялась встреча Ивана Степановича Силаева со Святейшим Патриархом, на которой в принципе обговаривалась эта перспектива.

Но как было бы прекрасно, если бы Верховный Совет на весь мир заявил, что нужно вернуть то, что было незаконно отобрано, чтобы Церковь могла принять участие в возрождении сельской жизни.

То, что было отнято и поругано, ныне измеряется миллиардами рублей. Да, многие миллиарды нужно отдать на восстановление разрушенного. У Церкви нет таких сил. И может быть, одной из главных наших общенациональных задач сегодня является совместное, общенародное соборное деяние по восстановлению исторического и духовного облика нашей страны. И это деяние должно стать актом нашего всенародного покаяния, отречения от всего того страшного, что было в прошлом, знаком нашей готовности сообща идти к будущему.

Мы думаем и рассуждаем сегодня о возрождении села. Некоторые полагают, что это просто вопрос пищи и хлеба насущного. Но великий русский философ Николай Александрович Бердяев сказал такие слова:

«Забота о хлебе для себя — это материальная забота, а забота о хлебе для ближнего — это духовная забота».

Хотел бы сказать сегодня всем вам, мои дорогие братья и сестры, что забота о возрождении села — это задача колоссального духовного масштаба и колоссального духовного напряжения. И Церковь в свершении этого великого исторического дела вместе с вами!»

«Сельская молодежь» N5-1991 год

376 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Понравилось? Поделись с друзьями!

Может быть вам еще будет интересно почитать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>