Феномен и талант Жванецкого

Жванецкого признали все средства массовой информации. агитации, пропаганды. Жванецкий попал в анекдоты. В самую сердцевину застоя шепотом передавали : «Знаете, что будет написано про Брежнева в энциклопедии будущего? «Брежнев — мелкий политический деятель эпохи Жванецкого». Сейчас мы обретаем возможность открыто выражать свои симпатии и антипатии. Мы учим этому детей. Они будут проходить «непредсказуемое прошлое» нашей страны по новым учебникам истории (надеюсь. таковые скоро появятся!), на уроках литературы им откроют славные имена. мимо которых нас проводили с завязанными глазами (а любопытных — со связанными руками!). Давайте ускорим этот процесс . Не будем ждать . пока прокрутятся колесики-винтики бюрократической машины, и предложим в новый учебник по русской советской литературе главу о писателе Михаиле Михайловиче Жванецком.

zvanetskij

1. ЖВАНЕЦКИЙ И ЕГО ВРЕМЯ
Известный русскоязычный писатель М М. Жванецкий родился в сложное время. Являясь продолжателем литературных традиций Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина и др., он, как и большинство советских писателей. сначала вышел из народа, а потом — из гоголевской шинели. Большое влияние на творчество писателя оказало постановление сталинского ЦК о журналах «Звезда» и « Ленинград»: Жванецкий вовремя обуздал генетический талант сатирика и выучился на инженера. Затем наступила хрущевская «оттепель».
Новые времена призвали новых глашатаев. и Михаил Михайлович демаскировался: его прорвало, как прорывают вешние воды плотину, построенную с недовложением цемента. Он стал называть вещи своими именами, но в смешной форме. Постепенно его голос и манеру излагать свои мысли стали узнавать в народе и там. где надо Поэтому, когда «оттепель- закончилась и наступили «заморозки- , писатель остался колыхаться, как былинка малая на холодном ветру политических перемен Здесь судьба его счастливым образом переплелась с судьбой замечательного русскоязычного актера и народного артиста СССР Аркадия Исааковича Райкина Даже пришедший в то время к власти -лично дорогой Леонид Ильич» не раз рукоплескал гениальному исполнителю, говорившему языком гениального автора.

Крепчали времена « застоя», и муза Жванецкого шагала с ними в ногу, норовя наступить этим временам на любимые мозоли. Она (муза), например, подмечала, что в стране, несмотря на «застой » . люди , жизне действу я . перемещались: они стелились, ползали, извивались. пролезали, чапали. хиляли. шкандыбали. юлили, бундабрякали и пятились, — тех, кто ходил нормально, объявляли ненормальными и приглашали посидеть Все это находило отражение в многочисленных публичных выступлениях сатирика, за которые тогда платили больше народной любовью, чем презренным металлом…

Небезызвестный Зигмунд Фрейд, обобщая природу смешного, утверждал, что народ во всем мире смеется всего над тремя вещами: над правительством, над сексом и над отправлениями прямой кишки. Жванецкий подсмотрел в нашей жизни еще одну тему — тему первородного пьянства. Эта тема, словно тема Судьбы у Бетховена, сопровождает писателя до сих пор. В своих произведениях он блестяще доказал, что иностранцу пить водку в присутствии нашего человека так же неприлично, как играть на скрипке в присутствии Паганини Время шло. Жванецкий переживал лидеров режима по мере их поступления, и. наконец, ветер перестройки наполнил паруса его таланта Михаил Михайлович получил возможность выразить вслух то, о чем раньше страшно было подумать про себя — даже при включенной на полную громкость песне Пахмутовой на слова Добронравова

Вывод:
а) Жванецкий — типичным гениальным продукт нашего времени;
6) время Жванецкого на эстраде и в литературе продолжается.

2. ЖВАНЕЦКИЙ И МЕТОД СОЦРЕАЛИЗМА
Как известно, в русской советской литературе долгое время творчество любого литератора оценивалось с позиций метода соцреализма У метода существовало, кажется, десять признаков, и, если писатель «не проходил-‘ по любому из этих пунктов, его зачисляли в символисты, декаденты, авангардисты, клеветники, перевертыши и боролись с ним исключительно с позиций соцреализма, то есть не печатали Жванецкого до 1985 года практически не печатали, и это позволяет догадаться, что с соцреализмом он был не в ладах Что же отпугивало чиновников? Метод соцреализма в первую очередь предполагает наличие положительного героя Какие герои у Жванецкого? У Жванецкого в героях ходят пьяницы, бабники, жулики, лабухи. покойники, тупые доценты, вахтеры, танки, лошади, министры мясной и молочной промышленности работники райкомов, обкомов и подымай выше.

Возьмем теперь непременную для метода соцреализма народность. С одной стороны, на встречах с ним народ никогда не безмолвствует, узнает Михаила Михайловича, где бы он ни уединялся, и демонстрирует ему первичные и вторичные признаки коллективной любви: а. с другой стороны, целая молодая гвардия наших критиков, так сказать, наших современников, а также московских литераторов, считает творчество Жванецкого вредным для народа, а самого его — злостным очернителем идеи построения социализма в одной отдельно взятой стране.
Иногда Жванецкого называют абсурдистом, мотивируя тем. что все наше общество абсурдно, но это уже тема отдельной беседы с привлечением экономистов, юристов, политологов, социологов, группы захвата и ведущих программы «ВЗГЛЯД»

Несколько слов о языке Жванецкого
Не секрет, что писатель родился в городе-герое Одессе и детство провел среди лиманов, шалманов, кичманов. лонжеронов, а также куяльников. В результате он создал свой литературный язык, на котором, как ни странно, заговорила вся страна. Отовсюду так и слышишь:

 «Вы не кассир, вы убийца», -но по три рубля», -Нормально, Григорий? Отлично. Константин!».

Правда, некоторые историки считают, что последнюю фразу Жванецкий подслушал в диалоге Романова с Черненко.

Вывод: Жванецкому чужд метод соцреализма, зато близки реальная жизнь и чаяния простого народа.

3. ЖВАНЕЦКИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Как и многим писателям-сатирикам. Михаилу Михайловичу Жванецкому часто задают национальный вопрос. на который он всегда отвечает утвердительно. Жванецкий вносит большой вклад в развитие интернационализма в нашей стране: на концертах писателя его русский язык понимают представители даже тех национальностей, которые в остальное время суток утверждают, что по-русски не понимают

Вывод: для укрепления международного взаимопонимания М. М. Жванецкого следует чаще посылать в зарубежные поездки.

4. ЖВАНЕЦКИЙ И ЕГО МЕСТО
На эту тему в народе существует полный плюрализм. Одни считают, что место писателя в кутузке. Другие, наоборот, предлагают именем Жванецкого назвать международный конкурс острословов, где победителям вручалась бы премия из фонда гонорара Михаила Михайловича за один концерт по линии кооперации. Третьи готовы присоединиться то к первым, то ко вторым.,. Разноголосица мнений происходит от необычайной популярности писателя. Проследим же природу такой популярности на одном примере Известно: чтобы захватить власть, надо взять вокзал, телеграф, почту и запас продовольствия Чтобы захватить популярность, сейчас надо «брать» телевидение.

Телевидение часто производит популярных гомункулов, которые умирают, не получая материнской подпитки в виде участия в любых передачах. Популярность Жванецкого другого рода. Она. выражаясь языком стоматологов, не «молочная», а «коренная». На деле это означает, что Жванецкого можно не показывать по телевидению никогда, а популярность его будет только расти. В каком-то смысле Жванецкого можно рассматривать как зеркало русской интеллигенции, а также как высшую и последнюю стадию

Предложение: место русскоязычного писателя Михаила Михаиловича Жванецкого— на букву «Ж», в «Советском энциклопедическом словаре» под редакцией А. М. Прохорова (Москва. «Советская энциклопедия», 1984г.) между ЖВАНЕЦКИМ ГОРОДИЩЕМ (трипольская культура у одноим села в Хмельницкой обл. Оборонит, вал, остатки жилищ и двухъярусных гончарных горнов) и ЖВАЧКОЙ (пережевывание пищи)

1,667 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *