Императорская гвардия Наполеона

guard

Императорская гвардия была живым воплощением самой сути двух военных понятий — элитная часть [corps d’elite} и честь мундира [esprit de corps]. Она была сформирована в ноябре 1798 г. как Гвардия консула и затем непрерывно росла, пока не стала армией в армии. В 1805 г. она насчитывала 5000 человек всех четырех родов войск — пехоты, кавалерии, артиллерии, инженеров. В 1809 г. Гвардию разделили па Старую гвардию (элита из ветеранов внутри элитной части) и Молодую гвардию, которая пополнялась набором и переводом из других частей. К 1813 г., пику своей истории, в Гвардии было 60 различных полков и почти 50000 человек.
В Гвардию набирали лишь лучших: гвардеец не мог быть моложе 25 лет, ростом не ниже 178 см, должен быть грамотным и участвовать в трех кампаниях. Гвардейцам выдавалась великолепная форма, щедрое содержание, они проходили специальное обучение, а командиры имели свободный доступ к императору. Другие солдаты должны были обращаться к ним monsieur. Каждую неделю, если удавалось, их Tondit [Стриженый] инспектировал своих moustaches, grognards [«усачей» и «ворчунов»] своих «непобедимых» и «бессмертных».

Со временем ядро ветеранов составили те, кто прослужил 17, 20 лет и даже 22 года. У них было принято обмениваться шутками с императором. Один гвардеец однажды громко спросил императора, почему у него до сих пор нет ордена Почетного легиона.

«А за что?» «За то, что я однажды дал Вам дыню в Египетской пустыне!» «Дыню, поп, поп…» «Да, дыню, и прошел 11 кампаний, и семь раз ранен — при Арколе, Лоди, Кастильоне, у пирамид, Акры, Аустерлица, Фридланда…»

Еще до того, как он кончил перечислять, он был уже кавалером Империи и получил 1200 франков жалованья. Среди гвардейцев было много иностранцев из экзотических стран. Два из четырех полков непобедимых были голландскими. Были целые подразделения итальянцев. В кавалерии был полк мамелюков с ятаганами, немецких Landers de Berg, татарская конница из Литвы и три полка польских улан, «вернейших из верных».

Долгие годы Наполеон не соглашался жертвовать своей Гвардией в боях, за исключением молниеносных атак в критические моменты. Под Бородино он удерживал их словами:

«Я не могу позволить, чтобы мою Гвардию уничтожили в 300 лье от Парижа!»

Но в позднейших кампаниях, когда стало мало обученных новобранцев и шли потоком лишь зеленые новички, он использовал Гвардию всюду. При замечательном отступлении (с арьергардными боями) 1814 г. Гвардия прошла весь путь, поливая кровью каждый шаг.

Н.Дэвис «История Европы»

2,557 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *