Средневековое искусство: церковное и светское

В средневековой архитектуре преобладали два типа каменных сооружений: церкви и замки. Стиль церковных зданий позднего средневековья, который XIX в. назвал готическим, отличается высокой и вдохновенной эстетикой — в нем запечатлелась устремленность к Небу.

midart3

И как таковой он часто противоположен функциональности таких военных сооружений, как замковые башенки, барбаканы (вынесенная за пределы укреплений башня, обычно обороняющая подъёмный мост) и навесные бойницы. На самом деле и все основные черты готики [от арочных сводов до летящих контрфорсов (опор) | были столь же функциональны, сколь и эстетичны: назначение этих конструкций состояло в том, чтобы поддерживать своды и создавать большие пространства для окон. Готика как нововведение аббата Сюгера из Сен-Дени быстро распространилась по всему латинскому христианскому миру. Готические соборы строились повсюду — от Севильи до Дерпта. Что же касается православного мира, то он оставался верным романско-византийской традиции. За границей, отделявшей православный мир от католического, не было ни готических соборов, ни замков. Под влиянием нового для феодального общества гражданского сознания рождались такие сооружения, как городские башни, ратуши и суконные ряды. Замечательные образцы такого жанра мы найдем в Брюсселе (1402 г.), Аррасе, Генте, Ипре (1302 г.) и Кракове (1392 г.).Средневековое искусство развивалось в основном в связи с необходимостью украшать церкви и соборы.

midart4

Живопись была представлена, главным образом, иконами, запрестольными образами и религиозными сценами из росписи стен храмов. Книжная иллюстрация занималась иллюстрированием библий и псалтырей. Каменная скульптура этого времени прославилась статуями и скульптурными группами храмовых фронтонов, а также портретными изображениями на гробницах и в часовнях. Деревянная скульптура украшала хоры для певчих в церквах. Витражи заполняли огромные пространства готических окон в церквах. Все искусство было более или менее прикладным.

Однако светский элемент, который никогда полностью не исключался в средневековом искусстве, постепенно возрастал. Князья, а затем и богатые буржуа начинают заказывать свои портреты и статуи. Иллюстрации начинают украшать также и chansons de geste, и входившие в моду часословы, гербарии и бестиарии (собрания басен, сказок, аллегорий о животных).

midart2

Одежда позднего средневековья приобретает экстравагантную пышность, когда дорогие материалы, фантастические фасоны и яркие цвета — все направлено на создание яркого впечатления. Зеленый цвет символизировал любовь, синий и голубой — верность, желтый — неприязнь, белый — невинность. Геральдика теряет свою первоначально военную направленность и становится показателем общественного положения.

midart Также и в средневековой музыке плодотворно соединялись сакральное и профанное. Звуки, впрочем, по-прежнему доносились, главным образом. из церквей, но и там растет патронаж музыки светскими богачами, особенно в Бургундии и фламандских городах. Стиль XIV в. ars novaв музыке получил такое же международное влияние, как готика в архитектуре. Джон Данстейбл (ок. 1390-1453 гг.), придворный музыкант герцога Бедфордского во Франции, привнес много нового и оказал на музыкантов большое влияние, как и Гильом Дюфе (ок. 1400-1474 гг.). Развивалась хоральная полифония и инструментальная музыка. Упоминание цимбал появляется в 1400 г., клавикорда — в 1404 г., органной клавиатуры в 1450 г., цитры или тромбона — в 1495 г.
Человек средневековья — это абстракция, и потому это понятие не историческое. Индивидуумы уникальны по определению, и ни один человек не может отражать все главные социальные, интеллектуальные и художественные течения времени.

Н.Дэвис «История Европы»

3,303 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *