Охрана президента США: лицензия на убийство?

Они следуют за ним, словно тени, они направляют каждый его шаг, они держат под присмотром все входы и выходы, и, если понадобится, они отдадут за него свои жизни: работа у них такая. Также как в России есть своя лицензия фсб.
Когда Билл Клинтон стал Президентом Соединенных Штатов, его жизнь изменилась раз и навсегда. Отныне он и его жена Хиллари до конца дней своих будут пребывать под неусыпным присмотром Секретной службы. И где бы, положим, семья Клинтона ни поселилась по окончании срока президентства, их дом все равно должен быть приспособлен под совместное с ними проживание спецагентов. И кто бы из Клинтонов ни умер первым, даже в последний путь его или ее будет сопровождать пара холодных глаз, пристально наблюдающих за скорбящими…

guard2

Нет на Земле ни одного телезрителя, который бы не обратил внимания на постоянно присутствующих рядом с президентом и его семьей мужчин (а порою — и женщин) со строгими лицами. Люди с короткими стрижками, одетые в одинаковые плащи или пальто, раздражающе похожи друг на друга, будто их разводят в специальных лабораториях. Сходство с киборгами усиливают абсолютно одинаковые булавки, приколотые к левым лацканам пиджаков, и пластиковые проводки, змеящиеся из-под воротничков и исчезающие в ухе. Каждый из них оснащен также малюсеньким микрофоном, крепящимся на запястье, так что, знайте: когда эти люди бормочут куда-то в манжету, значит, они переговариваются друг с другом или с «командным постом»: незаметной черной машиной, нашпигованной всеми возможными средствами коммуникации, эта машина всегда замыкает президентскую колонну. В свою очередь, «пост» связан со штаб-квартирой — ничем не примечательным серым зданием всего в двух кварталах от Белого дома.
И хотя агенты Секретной службы отличаются крайней неразговорчивостью, по редким интервью заметно: всех их объединяет убеждение в принадлежности к элитной организации. По их мнению, остальные спецслужбы, включая ЦРУ и ФБР,— безнадежно вторые.
Секретная служба Соединенных Штатов была основана в 1865-м, в год убийства президента Линкольна. Однако в те времена она занималась выслеживанием и поимкой фальшивомонетчиков, наводнивших страну липовой наличностью. Служба работала тогда под вывеской министерства финансов США.
В 1891 году Уильям Маккинли стал третьим за 36 лет насильственно устраненным американским президентом. Разъяренная общественность потребовала обязательного обеспечения безопасности всех будущих президентов. Эта нелегкая миссия и была возложена на Секретную службу.
Ситуация, при которой американские президенты благополучно доживали до пенсии или естественным образом отходили в мир иной, сохранялась до того ноябрьского дня 1963 года, когда в столице Техаса выстрелы оборвали жизнь Джона Ф. Кеннеди. Комиссия Уоррена, расследовавшая убийство, рекомендовала значительно увеличить количество приставленных к президентам агентов.
С 1968 по 1992 год бюджет Секретной службы взлетел с 17 миллионов до 475 миллионов долларов. Гигантский рост ассигнований объясняется, в частности, постоянно увеличивающимся списком персон, подпадающих под обязательную охрану. На сегодняшний день в него входят: президент, вице-президент и их семьи; претенденты на президентский и вице-президентский титулы с семьями; все бывшие президенты с прежними и новыми женами, если таковые имеются (экс-супруга после развода тоже охраняется); дети бывших президентов, не достигшие 16-летнего возраста; высшие руководители государств, приезжающие с визитом в США; другие видные иностранные деятели; представители американских миссий за рубежом. Некоторые политики, которым по статусу не положена охрана агентами Секретной службы, все же отчаянно стараются ее заполучить: это добавляет им веса, «лакирует» их имидж.guard
Любая поездка президента сначала детально прорабатывается спецслужбой. На место каждой его намеченной остановки высылается команда, проверяющая все детали и решающая, какое оборудование и сколько людей понадобится, и если эта команда «забракует» тот или иной маршрут или место остановки, значит, президент туда и не поедет. Непосредственно перед прибытием первого лица государства в определенный пункт все пространство обходится со специально натасканными собаками, сканируется с помощью электроники и, наконец, «опечатывается»: теперь без специального пропуска в пределы «опечатанной» зоны не попадет никто. Во время публичных выступлений вокруг охраняемого создается своеобразный трехслойный «кокон»: сначала личные телохранители, постоянно прикрепленные к «подзащитному». Затем —члены противоштурмовой команды: агенты, смешавшиеся с толпой, и офицеры противоснайперного подразделения, располагающиеся на верхних этажах и крышах близлежащих зданий. В последний, внешний, слой входят вертолет и электронная служба прочесывания местности.

Каждый сотрудник знает, что в случае экстремальной ситуации он должен быть готов пожертвовать жизнью, если иной возможности спасти жизнь президента нет.
Работа, как вы понимаете, очень напряженная, и агенты спецслужбы редко проводят в охране более пяти лет. Затем их переводят в другие отделы, где они занимаются расследованием финансовых преступлений, мошенничеств «хэкеров» — компьютерных воришек, фальшивыми кредитными карточками,— одним словом, всем тем, ради чего когда-то и была создана эта служба.

«Фальшивомонетчики остаются чрезвычайно серьезной проблемой,— считает агент Билл Элберт,— ибо зачастую связаны с торговлей наркотиками. Пресловутые колумбийские картели, например, долгое время занимались превращением однодолларовых купюр в стодолларовые. Кроме таких крупных дел, спецслужбе приходится заниматься и «мелкими кустарями», сбывающими фальшивые или краденые кредитные карточки».

Большинство сотрудников уверяют, что столь разнообразная природа их деятельности делает ее гораздо увлекательнее. Так, специального агента Рика Бонди, проработавшего 6 лет в Белом доме, недавно можно было обнаружить на задворках Детройта: он выполнял одно из самых специфических заданий в истории спецслужб США.
Рик и его партнер Рон Джермэйн открыли маленький магазинчик, так сказать, для избранных. По определенным каналам была распространена информация, что, кроме продажи обыкновенных телефонов, в магазине занимаются переделкой аппаратов таким образом, чтобы блокировалось всякое их прослушивание или определение номера. Естественно, каждый «прогрессивный» торговец наркотиками или просто гражданин, не попадающий под понятие «законопослушный», возжелал заиметь чудо-телефон. Клиентов за четыре месяца набралось около полутысячи. Стоит ли говорить, что любое слово, произнесенное в трубку такого телефона, записывалось на пленку. Операция завершилась 67 арестами, а также «вычислением» телефонных номеров по всем маршрутам торговли наркотиками -от Майами до Боготы и Карачи. Таким образом были определены имена и местонахождение крупнейших поставщиков в Пакистане, Западной Африке, Европе, Южной Америке и Флориде. Аресты идут и по сей день.
Но при необходимости любой работающий «под прикрытием» агент может быть возвращен администрацией Секретной службы к исполнению своих прежних обязанностей. Во время визита Билла Клинтона в Детройт тот же Рик Бонди околачивался среди зевак в поисках особо нервных или возбужденных людей со свертками странной формы. Занятие это благодарным не назовешь, ибо на американских улицах полно и нервных, и просто психов, которые выглядят вполне способными на насилие.
В каждой стране существует и особая порода граждан, обожающих писать своим избранникам оскорбительные, а то и откровенно угрожающие письма. Как правило, это письма ано-
нимные, но авторов их чаще всего все же находят и затем классифицируют в компьютерном центре Службы в Вашингтоне по психолого-графологическим характеристикам. В 1975 году агенты допросили некую Сару Джейн Мур, письменно угрожавшую убить президента Джеральда Форда, и написали заключение: «Безвредна». Двумя днями позже Мур попыталась выстрелить в Форда в Сан-Франциско. К счастью, кто-то в толпе успел выхватить у нее пистолет: этим кем-то оказался вовсе не специальный агент, и тот день отнюдь не назовешь самым счастливым в истории Службы…
Тренировочный центр Службы расположен близ городка Белтсвилл в Мэриленде. Именно здесь будущие агенты проходят начальный курс обучения. Он длится около года и включает в себя тесты на наркотики и специальный экзамен на детекторе лжи. В программу входят навыки стрельбы из стандартных видов оружия, причем занятия проходят как в условиях улицы, так и закрытых помещений, где велика вероятность рикошета. Студенты также обучаются вождению автомобиля в экстремальных ситуациях, при этом особое внимание уделяется тренировкам на специально выстроенных макетах улиц при максимальной скорости передвижения.
Агенты, готовящиеся стать постоянными охранниками определенного лица, изучают его привычки и стиль жизни. Например, люди, прикрепленные к Бушу, учились спасательным операциям на воде по причине пристрастия экс-президента к морским прогулкам. Как иронизируют сами сотрудники Службы:

«Слава Богу, никто из «подзащитных» не увлекался еще парашютным спортом».

Нелюбовь Секретной службы к средствам массовой информации общеизвестна. Тем не менее Служба не может избавиться от всеобщего внимания, которое, несомненно, обострится после выхода фильма «На линии огня» с Клинтом Иствудом в главной роли. Играет он, естественно, спецагента, идущего по следу потенциального убийцы, оснащенного фантастическим оружием, которое невозможно засечь — действительно, кошмарная перспектива для Службы, если таковое все же будет изобретено.
Клинт Иствуд, понятное дело, в грязь лицом не ударил и взял негодяя прямехонько в Белом доме.

Рассел МИЛЛЕР

Перевел с английского С. МАРИНИН

1,947 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *