Политические выборы и психология избирателя

vibori1 Политологи утверждают, что граждане продуманно взвешивают все «за» и «против», выбирая своих лидеров. Сегодня результаты экспериментов и компьютерного моделирования бросают вызов этой точке зрения: оказывается, что избиратели скорее склонны принимать эмоциональные решения, которые рационально осмысливают лишь позже.
Таково заключение политолога Чарльза Табера (Charles Taber) из Университета Стони Брук и его коллег, которые последние 10 лет занимались проблемой, как люди решают, за кого голосовать.

«Политика, подобно религии и войне, вся замешена на чувствах, — говорит Табер. — На практике просветительская модель беспристрастного разума как вершителя гражданского долга терпит крах».

В своих экспериментах Табер и его коллеги предлагали студентам-добровольцам реагировать на появляющиеся на дисплее компьютера слова, имеющие однозначно положительный или отрицательный смысл, — например, «прекрасный» или «ужасный». Перед тем как показать каждое слово, исследователи высвечивали на экране в течение 200 миллисекунд (т.е. слишком быстро для того, чтобы испытуемые могли это осознать) слова — подпороговые сигналы. Сигнальные слова с положительной коннотацией («солнечный свет») как правило ускоряли реакцию на основное слово с позитивным смыслом, тогда как отрицательные сигналы («раковая опухоль») замедляли ее. Обратное, соответственно, происходило с окрашенными негативно основными словами. vibori2
Ученые также использовали под-пороговые сигналы с политическим смыслом, такие как «Линкольн» или «управление артиллерийским огнем». Они обнаружили, что время реакции сокращалось или увеличивалось в зависимости от того, оценивали ли испытуемые политические ключевые слова положительно или отрицательно (это было выяснено путем дополнительного опроса уже после эксперимента).

«Это обозначает, что есть стимулы вне нашего осознания, которые могут оказывать значительное воздействие на наши реакции, в том числе и в политически релевантном ключе»

, — отмечает политический психолог Ричард Лау (Richard Lau) из Университета Рутгерса.
Для дальнейших экспериментов Табер и его команда подобрали сигнальные слова, связанные с группами, к которым респонденты имели отношение. — например, «черный» или «демократ». Оказалось, что студенты склонны положительно реагировать на близкие им расовые и политические понятия. То же самое наблюдалось, когда испытуемых стимулировали просто словами «мы» или «они».

«Сила этих автоматических эффектов поразительна и идет вразрез с традиционными представлениями о соотношении рационального и эмоционального при выборе. — утверждает Табер. — Нельзя сказать, что рационализации не происходит вовсе, но на нее оказывают весьма серьезное влияние посторонние стимулы».

По данным экспериментов, политические взгляды или происхождение граждан значат гораздо больше, чем то, насколько хорошо они информированы о кандидате.vibor3
Основываясь на своей теории, исследователи создали компьютерную модель, которую они назвали Джон Паблик (John Q. Public). Они сконструировали 100 виртуальных избирателей, принадлежащих к различным политическим группам, и запустили модель в высокоскоростной сети на базе самого мощного в мире суперкомпьютера TeraGrid.
Искусственные граждане были взращены на материалах политических выступлений и дебатов избирательной кампании 2000 г. Словесный материал был сжат в простые предложения, наподобие: «Буш заявляет, что он против абортов», для того чтобы облегчить процесс компьютерной обработки данных. Полученная компьютерная модель почти точно совпала с результатами реального голосования 100 тыс. американцев в 2000 г.
Табер отчетливо представляет себе, к каким последствиям может привести его открытие. Однако политики воздействуют на мнение электората подобными средствами уже в течение тысячелетий.

«Об этом говорил еще Аристотель. Настоящие политики всегда знали, что люди более эмоциональны, нежели рациональны»

, — отмечает исследователь. Но, в любом случае, предупрежден — значит вооружен: лучший способ противостоять подобным манипуляциям — быть о них осведомленным.
Чарльз Чой

372 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Может быть вам еще будет интересно почитать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>